Отнести услугу по сбору и вывозу жидких бытовых отходов к разряду коммунальных предложили депутаты


Что за федеральная схема вывоза мусора?

Федеральная схема создается в рамках так называемой мусорной реформы, следуя которой регионы выбрали схему вывоза отходов и платы за него.

Новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) начала действовать в РФ с 1 января 2020 года. Она предполагает введение раздельного сбора отходов и выбор регионального оператора, ответственного за сбор и утилизацию ТКО в субъекте. В каждом регионе на конкурсной основе выбираются операторы, которые занимаются вывозом, переработкой, сортировкой или захоронением отходов.

В единой государственной системе собирают информацию обо всех объектах инфраструктуры, связанных с захоронением, утилизацией и переработкой мусора. Первый проект федеральной схемы был представлен в марте, сейчас в нем более 4 тыс. объектов, из них 850 — те, которые еще предстоит построить или реконструировать.

Окончательный вариант федеральной схемы обращения с отходами планируют принять к концу 2020 года. К этому времени будут собраны все региональные данные, места расположения и мощности объектов инфраструктуры, что позволит сформировать справедливый тариф и в целом создать прозрачную систему обращения с отходами. Сейчас в схеме обращения с отходами нет сведений об источнике данных об объеме образования мусора, а также информации о возможности расширения мощности объектов размещения и переработки.

В соответствии с федеральной схемой, до 2024 года предстоит построить и реконструировать более 850 объектов инфраструктуры. По прогнозам, в 2024 году обработке должны подвергаться 42 млн тонн отходов, а утилизации — 25 млн тонн отходов.

Собственник может освободиться от платы за вывоз мусора, даже если в его жилье никто не прописан

Как видно по предыдущему примеру, регоператор добровольно сделает перерасчет платы за вывоз ТКО за период временного отсутствия жильцов только в том случае, если в регионе плата начисляется по количеству проживающих (а не по метражу жилья).

Но и здесь не все так гладко. Согласно п. 148 (36) уже упомянутых Правил № 354, если в жилом помещении никто не зарегистрирован (ни постоянно, ни временно), то плата за вывоз мусора начисляется по числу его собственников.

С этим правилом пришлось столкнуться жительнице Алтайского края, когда за принадлежащую ей на праве собственности квартиру выставили задолженность по оплате вывоза мусора за целый год.

Это при том, что квартира пустовала (собственница подтвердила, что все это время проживала по другому адресу). Регоператор ссылался на тот самый п. 148 (36) Правил № 354 и отказывался делать перерасчет.

Источник:

Юридические тонкости

Рубрика:

Жилищное законодательство

вывоз мусора коммунальные услуги услуги ЖКХ

  • Ирина Сивакова, юрист

Как будут устанавливаться тарифы за вывоз мусора?

Плата за обращение с отходами не входит в услуги ЖКХ. Она относится к жилищным услугам, стоимость которых может расти выше инфляции. Тарифы на вывоз мусора для населения сейчас зависят от региона. К концу 2020 года средний платеж за услуги по вывозу ТКО снизился с 92,5 рубля на человека в месяц до 88,95 рубля. Примерно в 40 субъектах страны тариф ниже этого среднего значения.

В Москве с начала 2020 года стоимость услуг по вывозу ТКО и крупногабаритного мусора населения выросла с 2,34 руб. до 5,23 руб. на 1 кв. м общей площади — в 2,24 раза.

Согласно новой схеме обращения с отходами, люди должны платить не по нормативам, а за фактически накопленный мусор. Новая методика расчета тарифа строится на основе двух показателей: количества контейнеров и того, как часто их вывозят. Если на многоквартирный дом приходится пять контейнеров, а вывозят их раз в сутки, то, соответственно, за месяц вывозится 150 контейнеров, исходя из этого параметра и формируется платеж на человека. Тариф будет устанавливаться по факту вывоза.

На федеральном уровне схему хотят дополнить расчетами о снижении платы. Как пояснили специалисты «Российского экологического оператора» (ППК «РЭО»), создание федеральной схемы вывоза мусора поможет увидеть реальную картину на рынке и равномерно рассчитать нормы накопления мусора. Такая схема также поможет установить, с каких объектов куда везти отходы на переработку и утилизацию. «Когда схему примут, мы сможем точно рассчитать тариф вывоза», — пояснил председатель комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации Алексей Майоров.

Уборка лестничных клеток, чистка мусоропроводов и вывоз мусора

Прежде всего необходимо отметить, что уборка в подъездах домов регулируется Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170.

ВАЖНО: На основании этих Правил уборка лестничных клеток и чистка мусоропроводов (в многоэтажках) входит в техническое обслуживание (ТО) жилья, таким образом, для этих услуг в счет-квитанции не должна выделяться отдельная строка, и, соответственно, они не должны оплачиваться сверх оплаты за ТО жилья.

Проще говоря, если мусоропровод засорился и его прочистила УК или ТСЖ, то выставление этих сумм сверх ТО жилья неправомерно.

Согласно вышеуказанных Правил уборка в подъездах МКД должна производиться ежедневно. Она включает в себя следующие мероприятия с установленной периодичностью:

  • ежедневное влажное подметание лестниц и площадок двух первых этажей (либо выше), которые, как правило, самые грязные, а также 1 раз в неделю должно проводиться влажное подметание лестничных маршей и площадок на всех этажах, которые оборудованы лифтом и мусоропроводом,
  • влажная уборка кабины лифта, с вытиранием стен, дверей, потолка и плафонов, должна проводиться 2 раза в месяц,
  • влажная уборка мест перед клапанами мусоропровода (если он имеется) производится на всех без исключения этажах,
  • 1 раз в неделю должны убираться площадки перед входом в подъезд, чиститься металлические решётки и грязесборник под ней,
  • 1 раз в год моются окна, протираются влажной тряпкой стены, плафоны, двери, шкафы электросчётчиков, почтовые ящики, потолки, оконные решетки, чердачные лестницы,
  • с периодичностью 2 раза в год должна проводиться влажная протирка батарей и подоконников.

Кроме того, что в различных городах могут действовать различные правила в отношении уборки подъездов. Например, в г. Москве периодичность основных работ по уборке лестничных клеток (приложение к форме № ЖНМ-96-01/7), установлена постановлением Правительства Москвы от 04.06.1996 года № 465 (действует в редакции от 02.02.2010 года).
Следует также отметить, что соответствующим договором может быть предусмотрена периодичность проведения работ чаще, чем это указано в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда 2003 года.

Время и периодичность вывоза мусора (правильнее говорить – сбор и утилизация (вывоз) ТБО), если МКД не оборудованы мусоропроводом, должны вывешиваться в местах, где эта информация будет доступна для всех — обычно это доска для объявлений в подъезде. Эта услуга согласно законодательства РФ не входит в ТО жилья и оплачивается отдельно.

В январе 2020 года городской прокуратурой разъяснялось законодательство о вывозе жидких бытовых отходов (далее – ЖБО). При этом было указано, что предоставление данной услуги не регулируется жилищным законодательством.

Однако в марте 2020 года более 6 тысячам жителей неканализированных жилых домов города направлены квитанции об оплате услуг ЖКХ за февраль 2020 года, в которые включена услуга ИП Кадулина А.В. по вывозу ЖБО в размере 688 рублей 57 копеек.

Проверкой, проведённой прокуратурой по жалобе одного из жителей установлено, что письменные договоры оказания таких услуг с жителями не заключались, фактически услуга перед выставлением квитанции гражданам ещё не оказывалась, а для вывоза ЖБО потребителям необходимо самостоятельно обратиться с соответствующей заявкой к индивидуальному предпринимателю.

Выставленные квитанции включали в себя как коммунальную услугу, предоставляемую МУП «Райводоканал» (холодное водоснабжение), которую граждане обязаны оплатить в силу требований жилищного законодательства, так и услугу, предоставляемую индивидуальным предпринимателем (вывоз жидких бытовых отходов), не относящуюся к коммунальным.

В одной квитанции суммы двух разных по качеству и содержанию услуг, объединены в общую сумму с указанием срока её оплаты (до 10 числа следующего месяца), тарифов и нормативов, на основании которых они сформированы. Однако для вывоза ЖБО тарифы и нормативы действующим законодательством не установлены, фактическое требование платежного документа внести плату за вывоз ЖБО является незаконным.

Информация, указанная в платёжном документе, представлена так, что потребитель обязан оплатить вместе с , что вводило в заблуждение собственников жилых домов. При этом оплата таких услуг означает принятие условий договора, что позволят в дальнейшем производить ежемесячное начисление платы гражданам.

С целью устранения выявленных нарушений, исключения строки «вывоз ЖБО» из выставляемых квитанций индивидуальному предпринимателю и директору МУП «Райводоканал» внесены представления об устранении нарушений законодательства.

Кроме того, в отношении ИП Кадулина А.В. возбуждено дело об административном правонарушении по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности по транспортированию отходов 4 класса опасности без лицензии), которое направлено для рассмотрения в арбитражный суд Нижегородской области.

Меры реагирования находятся на рассмотрении.

Также, в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства (недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение) через прокуратуру области в отношении ИП Кадулина А.В. направлен материал проверки в Управление федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области.

Е.Ю. Хрунова, заместитель Кулебакского городского прокурора.

Реклама Google

УК изменила порядок начисления за услугу ЖБО, платить или не платить?

Добрый день уважаемые юристы!

Многоквартирный жилой дом – септик на два дома. В квартире никто не проживает, ремонт не сделан, сантехнические приборы не установлены. Счетчик холодной воды не опломбирован (дом был сдан в 2014 году, качество воды по результатам экспертиз неудовлетворительное, застройщика обязали устранить, и нам было сказано, что когда вода будет нормального качества счетчики опломбируют, пока не будут, плату брали по показаниям счетчиков без проблем) Но в июле 2020 года УК сменилась, в период с июля 2016 года по сентябрь 2020 года УК начисляла за услугу вывоз ЖБО согласно переданным показаниям счетчиков, я неоднократно ездила к ним на сверки, мы сбивали фактические цифры с их данными и мне производили перерасчет.

Последний перерасчет сделан в апреле 2020 г. Это требовалось, так как по их словам «компьютер не может учесть нулевые показания», которые я подавала, так как в помещении никто не проживает. В октябре 2020 я снова съездила к ним, попросила сделать перерасчет, все как обычно, сказали в следующем месяце учтут, но через месяц пришла квитанция с нарастающим долгом, в ноябре я еще раз поехала к ним, сказали сделать сверку, и что она платная (350 руб, и могут и счетчик на всякий случай опломбировать (еще 350 руб), 22 ноября приходил их специалист, сделал сверку, в декабре долг нарастает, перерасчет не делают – я уже ругалась, и мне сказали, что никакого перерасчета вам делать не будут – платите что написано.

В октябре 2020 я снова съездила к ним, попросила сделать перерасчет, все как обычно, сказали в следующем месяце учтут, но через месяц пришла квитанция с нарастающим долгом, в ноябре я еще раз поехала к ним, сказали сделать сверку, и что она платная (350 руб, и могут и счетчик на всякий случай опломбировать (еще 350 руб), 22 ноября приходил их специалист, сделал сверку, в декабре долг нарастает, перерасчет не делают – я уже ругалась, и мне сказали, что никакого перерасчета вам делать не будут – платите что написано. В январе и феврале 2020 г в квитанциях за вывоз ЖБО вообще стали ставить какие-то левые цифры.

26 февраля 2020 года я через электронную почту направила письмо в адрес директора УК с просьбой разобраться в ситуации, на что 1 марта мною был получен ответ (в письменном виде), что я должна подать заявление на перерасчет (хотя в моем к ним электронном письме фактически это заявление и было).

Хорошо, я поехала – и написала заявление. 16.03.2018 года получила ответ с отказом.

Чуть позже пришла квитанция с задержкой на две недели за март и на ее обороте была информация, что начисления за ЖБО производятся исходя из площади квартиры (прикладываю оборот квитанции).

Тут то и стало понятно что за бардак, я первый раз услышала о таком законе, изучив его – я вижу, что да, имеют право… Но у меня вопрос – три года с нас брали платежи за вывоз ЖБО по счетчикам, были в курсе, что они не опломбированы, делали перерасчеты по ним же, а тут поменяли порядок, даже не уведомив нас заблаговременно (напоминаю, я была лично у них в офисе в декабре). Еще вопрос – можно ли как-то обязать УК делать расчет по формуле: Всего вывезено ЖБО минус показания счетчиков и остаток уже пусть раскидывают на квадратные метры, по моему это вполне логично, но почему-то только для меня… На сегодняшний день – я не живя в помещении должна платить за вывоз ЖБО по 2000 рублей в месяц (у меня двухкомнатная квартира 54 кв.м), когда люди проживающие по пять человек в гостинках (площадью 15 кв.м) платят по 500 рублей.

С уважением, Людмила

Сбор и вывоз жидких бытовых отходов не является коммунальной услугой по водоотведению

В связи с этим плата за сбор и вывоз жидких бытовых отходов не может рассчитываться, как для коммунальной услуги, на основании норматива потребления, либо на основании приборов учета. ЧТО ТАКОЕ «ВОДООТВЕДЕНИЕ»? Понятие услуги водоотведения (коммунальной услуги) установлено п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 и, определяется как отвод бытовых стоков по централизованным сетям водоотведения.

Рекомендуем прочесть: Растаможка авто с калининграда на россию калькулятор

То есть, если ваши стоки текут в централизованную канализацию с выходом в очистные сооружения, то вы пользуетесь коммунальной услугой водоотведения. Все виды коммунальных услуг перечислены в ст. 154 Жилищного кодекса РФ – это холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

КЕМ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ТАРИФ И КАК ОН РАССЧИТЫВАЕТСЯ? Порядок расчета платы за коммунальные услуги установлен ст. 157 Жилищного кодекса РФ и производится исходя из фактического объема потребляемых услуг, определяемого на основании показаний приборов учета.

Если приборы учета отсутствуют, то расчет стоимости услуги производится исходя из нормативов потребления на одного человека. Тариф платы за коммунальные услуги устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы), которым является Региональная энергетическая комиссия Свердловской области. Этим же органом устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг.

ЧТО ТАКОЕ «ВЫВОЗ ЖБО»? Понятие «жидкие бытовые отходы» закреплено в правилах предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 г.

№ 155 (в ред. от 01.02.2005 г.) и согласно Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-093, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. № 163, сбор и вывоз жидких бытовых отходов входит в группу жилищных услуг. В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г.

В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491, услуга по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов входит в состав работ (услуг) по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

ПОЧЕМУ ВЫВОЗ ЖБО НАЧИСЛЯЮТ, ИСХОДЯ ИЗ ПЛОЩАДИ КВАРТИРЫ? Статьей 158 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны участвовать в расходах на содержание общего имущества многоквартирного дома соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. В свою очередь доля каждого собственника в общем имуществе многоквартирного дома пропорциональна размеру помещения, находящегося в собственности (ст.

37 Жилищного кодекса РФ). Иными словами, чем больше площадь квартиры, тем больше доля собственника в общем имуществе, соответственно, тем больше расходы собственника на содержание этого самого общего имущества. Поэтому, расчет стоимости жилищных услуг производится на метр квадратный помещения, находящегося в собственности.

При этом, исходя из разъяснений Министерства регионального развития (письма от 03.10.2008 г. № 25080-СК/14 и от 06.03.2009 г.

№ 6177-АД/14) деятельность по сбору и вы- возу твердых и жидких бытовых отходов является потенциально конкурентной и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой. Таким образом, размер платы за сбор и вывоз жидких бытовых отходов должен определяться исходя из объемов фактически вывезенных жидких бытовых отходов.

В одинаково невыгодном положении оказываются собственники помещений, установившие индивидуальные при- боры учета холодного водоснабжения и те, у кого приборов учета нет.

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г.

№ 261-ФЗ

«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Российской Федерации»

приборы учета устанавливаются для учета энергетических ресурсов, к которым в том числе, относится и вода, передаваемая и потребляемая с использованием централизованных сетей водоснабжения.

Поэтому учет водоотведения в выгребные ямы не может осуществляться по показаниям приборов учета. А учет сбора и вывоза жидких бытовых отходов из выгребной ямы может быть учтен, исходя из количества метров кубических отходов фактически, вывезенных из ямы.

Расчет услуги по сбору и вывозу для конкретного собственника помещения в многоквартирном доме получается следующий: стоимость вы- везенного объема ЖБО за определенный период, деленная на площадь всех квартир и нежилых помещений (без мест общего пользования) и умноженная на площадь конкретной квартиры (помещения).

Стоит ли говорить о том, что стоимость услуги водоотведения существенно дешевле услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов. В существующих условиях отсутствия локальных очистных сооружений и увеличением объема потребления воды в связи с использованием современной бытовой техники, увеличение объемов вывоза ЖБО – неизбежно.

Руководством района неоднократно рассматривался вопрос о ремонте и увеличении мощности существующих очистных сооружений.

В настоящее время муниципалитет может позволить себе только работы по подготовке проекта реконструкции очистных в п. Белоярского. В дальнейшем будет прорабатываться вопрос о возможности регионального и федерального софинансирвоания работ через соответствующие программы модернизации объектов ЖКХ. Дарья ТИТОВА, специалист по жилищному контролю Администрации БГО.

Дарья ТИТОВА, специалист по жилищному контролю Администрации БГО.

Оплата ЖКХ за тепло

Расчет оплаты за отопление имеет принципиальное отличие от других направлений ЖКУ. Дело в том, что за основу в расчетах берется не количество потребляемого тепла, а общая кубатура квартиры. Однако в последнее время начали внедряться в повседневное использование специальные приборы, которые позволяют контролировать уровень тепла в доме в рамках центрального отопления. Счетчики позволяют значительно экономить денежные средства во время отопительного сезона. Пример расчета суммы платы за отопления выглядит следующим образом.

В конце месяца счетчик тепла зафиксировал 3 гигакалории. По действующему региональному тарифу 1 гигакалория стоит 1200 рублей. Расчет будет выглядеть следующим образом:

3*1200 рублей=3 600 рублей

Отсутствие учетного прибора вынуждает использовать общепринятые правила расчета оплаты отопления, в соответствии с которыми на каждый квадратный метр квартиры приходится определенное количество тепла. Рассмотрим пример.

Региональные органы власти установили тариф, в соответствии с которым на один квадратный метр жилплощади приходится 0,03 гигакалории. По тарифу 1 гигакалория стоит 1 200 рублей. Общая площадь помещения составляет 120 квадратных метров. Расчет выглядит следующим образом:

120*0,03*1 200=4 320 рублей

Стоит учитывать, что для домов, в которых установлены общедомовые приборы учета, данный метод вычисления не применяется.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: