Критерии выбора, особенности обслуживания дома
Способы управления МКД выбираются, могут быть изменены, отменены собственниками на общем собрании. Постановление этого собрания является обязательным для всех обладателей помещений.
Выбор в пользу самостоятельного управления недвижимостью объясняется стремлением рачительных хозяев подольше обеспечить сохранность и эксплуатационные свойства жилья, сэкономив средства на содержание, услуги жизнеобеспечения.
Воспользоваться непосредственным способом управления многоквартирным домом законодатель разрешает собственникам помещений, где насчитывается не более тридцати квартир.
Форма управления домом непосредственно жильцами имеет предусмотренные статьями Жилищного кодекса особенности, которые состоят в следующем:
- договоры на услуги в части содержания имущества, принадлежащего хозяевам всего МКД , его ремонта могут заключаться только согласно решениям, принятым общим собранием. Это такие случаи, когда одна из сторон договора – все собственники (допустимо их большинство);
- на водоснабжение, водоотведение, поставку газа, электрообеспечение, отопление, вывоз твердых коммунальных отходов договоры собственник каждой квартиры должен заключить от себя лично.
От имени самих собственников заключать договоры, соглашения с третьими сторонами вправе один из владельцев. Также это может поручаться иному лицу, не имеющему в этом МКД собственности. Такие полномочия предоставляются общим собранием и удостоверяются письменно: выпиской из постановления собрания, выданной собственниками доверенностью.
Недостатки самоуправления многоквартирным домом
- При такой форме управления жильцы должны понимать, что все действия, связанные с улучшением жизни – исключительно добровольные. Так, если жители всего дома решат установить видеодомофоны, но несколько человек будут против сдавать деньги, принудить их нельзя. Это значит, что придется оперировать суммой, которую сдают согласные жители.
- Еще один существенный камень – представитель “власти” среди жильцов. Необходимо выбрать того, кто возьмет все труды по составлению документации и прочим аспектам. Эта должность не оплачивается при непосредственном управлении, в то время как обязанности на этой должности большие. Обычно трудно найти такого альтруиста, который будет готов сутками заниматься проблемами многоквартирного дома.
- В каждом подъезде живет, самое минимальное, 15 семей. Каждая из этих семей должна перезаключить несколько договоров и платить по ним за коммунальные услуги. Кому-то придется постоянно ходить по квартирам и осуществлять контроль за тем, чтобы жильцы заключали эти договора и регулярно оплачивали по счетам.
- Наиболее частая проблема: качество услуг, поставляемых компаниями. Закон не определяет при непосредственном управлении того, кто станет отвечать за это. Подразумевается, что выбрать подходящие компании должны сами жильцы. Но вот как выбирать, какие критерии требовать? По закону, например, фирма обязана подать горячую воду к определенному числу. Закон не нарушен: горячая вода подана по срокам. Только на последние этажи она почему-то не поднимается, а на предпоследних едва теплая. Только вот водоснабжающие организации за это не отвечают. Тогда кто ответит и принудит улучшить ситуацию?
- Усугубляются и взаимоотношения с государственной поддержкой. Дом, который перешел на непосредственное управление считается почти списанным с баланса муниципалитета, ведь жители добровольно приняли на себя все грядущие и текущие траты. Поэтому исключается возможность получения муниципальной или федеральной помощи на выполнение соцпрограмм. То есть, необходим пандус или детская площадка, жители будут это внедрять в жизнь своими сбережениями и силами. При этом если при сооружении конструкции будет нарушена какая-то норма, отвечать за последствия будут все.
- Теперь еще момент: ведение документов и отчетность. Допустим, собрание постановило, что инициативный жилец будет предоставлять отчет 5-го числа месяца. Но если жилец не предоставит материальный отчет или окажется недостаточно чистоплотным в финансовых вопросах, кто отвечает здесь?
- Также дом не может претендовать на средства, выделяемые городом, на текущие и капитальные ремонты. Это ограничено законом, где прописано, что самоуправление лишено такого права. Эти затраты также станут проблемой только жильцов, которые добровольно согласятся на такие работы.
В непосредственном управлении многоквартирным домом много тонкостей и подводных камней. Мы в материале изложили лишь самые основные моменты. Понятно желание собственников получить самостоятельность и возможность иметь “прозрачную” квитанцию за услуги. Безалаберность ЖЭУ и ЖКХ известна большинству. Людям приходиться тратить время, доказывая приписки и описки.
Совет МКД
Согласно Жилищному кодексу в здании, где насчитывается свыше четырех квартир и не образовано товарищество собственников либо жилищный кооператив, должен быть совет дома. Состав этого формирования, его председателя выбирает общее собрание. По закону регистрировать совет учреждением местного самоуправления не нужно. На несколько МКД не допускается избрание одного совета.
Вся организационная деятельность по содержанию и эксплуатации дома, обустройству дворовой территории, детской площадки при непосредственном управлении многоквартирным домом возлагается на собственников. Всевозможные улучшения проводятся по согласованию со всеми владельцами в добровольном порядке.
Координировать эту работу, заключать договоры, вести документацию, подготавливать отчетность поручается уполномоченному собранием лицу. Скорее всего, эти обязанности будет выполнять председатель совета.
Общим собранием либо советом МКД могут избираться также комиссии собственников для содействия в подготовке, обосновании предложений, направленных на улучшение обслуживания таких помещений.
Предоставление коммунальных услуг при непосредственном управлении МКД собственниками помещений
Другим важным этапом, если осуществляется непосредственное управление собственниками жилых квартир, является заключение ресурсоснабжающих договоров. В частности, данная необходимость регламентируется Постановлением Правительства РФ под № 354. В данном нормативно-правовом акте содержатся основополагающие правила о том, как и в каком объеме должны поставляться коммунальные услуги от подрядчиков, если с ними заключен договор от лица собственников жилья при непосредственном управлении многоквартирными постройками.
Если наблюдаются какие-либо перебои в электро-, газо-, водоснабжении, то ответственность за подобную халатность несет именно подрядчик коммунальных услуг, с которым заключен официальный договор от имени собственников жилья.
Кроме того, в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, а именно в пункте 42, указано, что лица, которые ответственны за поставку коммунальных услуг и иных ресурсов, несут непосредственную ответственность перед собственниками жилья, а если не будет осуществлена полноценная поставка полного спектра услуг, то лица будут отвечать перед законом РФ.
На собственников жилья в многоквартирных постройках возлагается обязанность заключать как индивидуальные, так и публичные договора при непосредственном управлении в подобных помещениях. В частности, данный вопрос затронут в ст. 162 ЖК РФ.
Он заключается между двумя сторонами соглашения: управляющей компанией или же ресурсоснабжающей компанией и непосредственным владельцем жилых помещений. Направлен подобный договор на обеспечение безопасности и комфорта проживания физлиц на территории постройки и пр.
Ключевое условие, чтобы был заключен публичный договор собственниками жилья, — это присутствие второй стороны соглашения в виде коммерческой организации. Определение того, что представляет собой публичный договор, дано в ГК РФ, а именно ст. 426. Что касается законодательного порядка оформления такого типа договора, то он регламентирован ст. 445 указанного Кодекса.
Председатель совета
Правовой статус избранного председателя, кроме руководства деятельностью совета и отчетов перед общим собранием о проведенной работе, вменяет ему в обязанности:
- вступать в переговоры насчет условий договоров, которые будут заключены после принятия общим собранием решения. То есть, соглашений по вопросам ремонта, содержания общеиспользуемого имущества;
- вести переговоры с организациями – поставщиками услуг коммунального характера, с которыми договоры будут заключаться лично каждым собственником, имеющим помещения в данном МКД;
- по доверенности от собственников квартир заключать договоры, принимать услуги, работы. Подписывать акты по выявляемым нарушениям нормативов предоставляемых услуг, периодичности их оказания;
- контролировать выполнение обязательств сторон по действующим договорам; быть представителем собственников в суде;
Общим собранием владельцев квартир может быть установлено председателю, иному члену совета денежное вознаграждение, определены размер, порядок оплаты.
Как перейти?
Переход на непосредственную форму возможен для небольших многоквартирных домов. В МКД должно быть не больше 16 квартир. Образование домового совета в качестве коллективного управляющего органа понадобится, если в доме больше 4 квартир.
Переход должен быть инициирован жильцами с активной жизненной позицией. Также граждане организуют инициативную группу, убеждают других жильцов прийти на собрание и проголосовать за выбор непосредственной формы. Решение собрание должно быть оформлено в виде протокола.
Инициативная группа
Инициативная группа должна быть организована самими жильцами. ЖК РФ и подзаконные акты не регламентируют количество человек в такой группе. На практике это обычно 5-10 человек, готовы взять на себя организационные нюансы собрания и перехода на непосредственную группу в целом. Инициативная группа взаимодействует с жильцами напрямую, проводит агитацию в целях перехода.
Проведение собрания
Дату, время и место собрания выбирает инициативная группа. Жильцы должны быть надлежащим образом уведомлены о предстоящем собрании. На собрании обсуждается повестка дня.
Жильцы должны:
- проголосовать за выбор непосредственной формы управления МКД;
- выбрать представителя по доверенности от всех жильцов и домовой совет;
- заключить договоры с поставщиками коммунальных услуг.
О предстоящем собрании уведомляются муниципальные власти. Их представители также присутствуют на мероприятии, если в доме есть квартиры, принадлежащие муниципальному жилищному фонду.
Собрание считается состоявшимся, когда за вопросы, озвученные на повестке дня, проголосовало не меньше 50% жильцов. Количество голосов зависит от площади каждого жилого помещения.
Выбор обслуживающей организации
Кандидатуры подрядчиков предлагает руководитель собрания. У дома нет управляющей организации, но есть подрядчики, ресурсоснабжающие организации, которые занимаются поставкой коммунальных услуг.
Они взимают отдельную плату за починку и облуживание инженерных сетей. Подрядчики несут ответственность за качество предоставленных услуг перед всеми жильцами.
Подрядчики оказывают услуги при предоставлении:
- копии протокола о решении собрания жильцов о переходе на непосредственную форму управления;
- копию протокола о решении собрания, которое подтверждает выбор уполномоченного представителя, взаимодействующего с подрядчиками;
- заявление на обслуживание дома подрядчиком, документ оформляется на имя руководителя организации;
- нотариально оформленных доверенностей.
Договор поставки коммунальных услуг: газо-, водо-, теплоснабжения, электроснабжения оформляется с каждым жильцом.
Общее собрание хозяев МКД
Независимо от того, какой способ распоряжения домом был выбран, главным управленческим органом МКД считается по закону общее собрание владельцев квартир в таком доме. Этот орган решает буквально все организационные вопросы по непосредственному управлению многоквартирным домом, его эксплуатации.
Законодательно такое собрание вправе принимать свои решения посредством следующих форм:
- очного голосования, когда требуется, чтобы вопросы обсуждались в непосредственном присутствии собственников помещений;
- заочное голосование проводится опросным путем по системе: передача администратору собрания решений в письменном виде. С 2018 возможна электронная форма подачи голосов;
- голосование очно-заочное.
Обязательное условие правомочности принимаемых решений – кворум, т.е. участие в голосовании более 50% собственников.
О проведении такого собрания жильцы МКД уведомляются за 10 дней. Одновременно сообщаются:
- сведения об инициаторе созыва собрания;
- предполагаемая форма проведения;
- число, время, место сбора. При заочной (очно-заочной) форме – адрес и окончательная дата приема решений голосования;
- запланированная повестка дня;
- как ознакомиться с материалами предстоящего собрания.
Собственники квартир в МКД обязаны проводить такие общие собрания ежегодно. Внеочередные – по необходимости.
Законодательная база
Непосредственное управление возможно благодаря нормам ЖК РФ. Минимальный перечень услуг и работ, необходимый для поддержания дома в надлежащем состоянии, утвержден Постановлением Правительства РФ от 3.04.2013 № 290.
Правила оказания услуг ЖКХ утверждены Постановлением Правительства от 6.05.2011 № 354.
Порядок осуществления деятельности по управлению МКД утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 416.
Условия принятия решений
Постановленное решение принято, если за него проголосовала преимущественная часть собравшихся. В отдельных случаях Жилищным кодексом предписано, чтобы данное большинство составляло не меньше двух третей от имеющегося числа в МКД собственников помещений.
При реализации непосредственного управления МКД в новых правовых условиях к таким ситуациям причисляются решения касательно:
- реконструкции дома, строительства хозпостроек, капремонта общего имущества, использования фонда капремонта;
- использования участка земли, на которой расположен дом;
- разрешения пользоваться общим имуществом лицам, не собственникам этих помещений;
- определения лиц, полномочных заключать договоры пользования общим имуществом;
- наделения совета МКД, председателя правом принимать решения насчет текущих ремонтов коллективного имущества и других вопросов.
Указанный кворум обязателен для принятия решений о порядке формирования фонда капремонта, установлении минимальных сумм взноса и размера формируемого фонда, если будет решено вносить суммы взноса, создавать фонд на капремонт в пределах, превышающих законодательно установленный минимум.
Важным условием является такое большинство проголосовавших «за» при определении лица, которому доверяется:
- открыть спецсчет, совершать по нему операции, выбирать кредитную организацию для открытия спецсчета;
- получать кредиты, займы на капремонт общего имущества, иметь право расходования средств на эти цели.
Все решения собрания обязательно оформляются протоколом, они имеют статус официальных документов как локальные правовые акты, влекущие юридические последствия за их выполнение.
Выгоды непосредственного управления
Законодатель указывает на оптимальный способ, ограничивая форму, при которой собственники непосредственно сами управляют МКД, 30-ю квартирным помещением. Кто возьмется управлять многоэтажным, многоподъездным домом как не специальная управляющая организация, жилищный либо иной кооператив. Понимают это и сами жильцы.
Однако в законодательно определенных рамках непосредственное управление многоквартирным домом представляется решением положительным. Дружный домовой коллектив, самостоятельно управляющий многоквартирным жильем, может получить ряд преимуществ.
Во-первых, даже если будет принято решение о выплате вознаграждения председателю совета МКД, расходы будут меньшими, чем при оплате услуг кооператива, управляющей организации.
Во-вторых, заключая при таком способе от себя лично договоры на потребление воды, газа, электрической энергии для собственника каждой квартиры:
- все виды оплаты по жилью становятся прозрачными;
- наступает индивидуальная ответственность за своевременные расчеты, что снижает количество должников;
- вопросы технического обслуживания, благоустройства, установки видеонаблюдения согласовываются со всеми собственниками, а коллективное мнение всегда рациональнее единоличного.
Жилищный закон совершенствуется
Новые положения, введенные с 2020 года, упрощают некоторые организационные моменты непосредственного управления собственниками помещений в многоквартирном доме.
Основные изменения позволяют защитить от инфляции фонд капитальных ремонтов. Они состоят в:
- упрощении процедуры участия в общем собрании. Гражданин, выдавая другому лицу доверенность на право проголосовать вместо себя на собрании, может заверить ее на работе, по месту учебы, не прибегая к платным услугам нотариуса;
- принятии отдельных решений. Ранее вопрос, где копить деньги на капремонт (на общем счете или специальном) решался 2/3, сейчас – больше 50% голосов от числа собственников этого дома;
- возможности открыть банковский депозит, разместив на нем средства капремонта, находящиеся на специальном счете многоквартирного дома. Это защитит накопления от инфляции путем причисления более высоких депозитных процентов.
Итак, непосредственное управление в допускаемых законом пределах представляется оптимальной формой, позволяющей всем собственникам активно участвовать в жизнедеятельности МКД.
Плюсы и минусы подобного управления
Чтобы понять эффективность подобного управления, нужно реально оценить все плюсы и минусы самостоятельности. По данным на 2020 г, такая форма домоуправления считается одной из самых эффективных, поскольку жители сами участвуют в управлении и заключают договора с подрядчиками.
К основным преимуществам подобного руководства относятся:
- прямая оплата за коммуналку в компании, которые предоставляют поставку услуг;
- прозрачность расчетов;
- наличие задолженности у кого-то из собственников никак не затрагивает остальных жильцов;
- рациональное использование денег, поскольку подрядчики расходуют средства только на работы, оговоренные в составленном договоре;
- дополнительное оказание услуг предоставляется по уплаченным средствам.
Непосредственное домоуправление высокоэффективно лишь в случаях, когда жильцы имеют активную позицию. Но есть несколько негативных нюансов в подобном руководстве.
Одним из весомых минусов считается то, что всеми делами по руководству занимается конкретный круг собственников, причем совсем бесплатно. Если учесть, сколько забот и обязанностей прибавляет руководство МКД, безвозмездность подобной деятельности несколько несправедлива.
Мало того, если вдруг будет решено нанять консьержку или благоустроить двор, то финансовые траты лягут на согласных. Те же, кто не согласился с данными нововведениями, попросту могут не платить.
Также дома на непосредственном управлении лишены возможности участия в соцпрограммах вроде капремонта, обновления детской площадки и пр. А если в доме еще остались муниципальные квартиры, то наймодатели на собраниях имеют те же права, что и собственники жилья.