Правожил.com > Оформление недвижимости > Земли запаса — это территории, не обремененные хозяйственным назначением

Земли запаса — что это, разберемся в терминологии. В главах Земельного кодекса отражена информация о существующих категориях земель по целевому профилю.

Правовые стороны основных шести назначений ясны и понятны:

  • земли для ведения сельского хозяйства
  • территории городов и поселков
  • участки для сохранения особо ценных природных территорий
  • земли лесных участков
  • земли водоемов

Земли запаса – это резервная категория

Что такое земли запаса? Земли запаса – это седьмая особая категория. С правовых позиций, сущность земли данного направления прописана скудно и неопределенно, их предназначение, в отличие от прочих категорий, не обозначено.

Земли запаса не имеют достаточно четкого описания. Область их использования не имеет строгих ограничений.

Выделяются земли по следующим формальным признакам:

  • принадлежность государственным фондам или местным органам управления;
  • отсутствие владельцев у земельных участков;
  • запрет к использованию территории до изменения категории или передачи в чье—либо ведение.

Таким образом, фактически, предназначение земель запаса — это почвенная резервация, не обремененная хозяйственной эксплуатацией для нужд человека.

В едином реестре территорий РФ пустующие пространства составляют по площади третью часть или 6,4% от общего фонда страны.

Земли запаса часто неиспользуемые, что значит необжитые. К ним относятся земли неосвоенных территорий. Например, регионы на Дальнем Востоке, Крайнем Севере и в Сибири, Алтайском крае.

В Центральной части РФ земли запаса занимают несущественное место среди прочих категорий, хотя присутствуют во всех субъектах Федерации.

Несмотря на «ничейность» участков, определенные работы геодезического, изыскательского, кадастрового, поискового характера могут проводиться по согласованию с органами управления.

Земельный запас — территория, ожидающая потребностей общества в свободных зонах развития. Границы земель запаса подвижны и меняются в зависимости от переводов участков в иные категории по мере их востребованности, освоения и целевого назначения.

Занимать «свободные», на первый взгляд, земли самостоятельно нельзя. Случайные пользователи, местные жители зачастую самоуправно осваивают территорию.

Если на участке нет капитального строительства, местные власти иногда мирятся с огородами и посадками. На использование земель запаса для сельскохозяйственных целей «закрывают глаза».

88. Понятие и состав земель запаса. Особенности правового регулирования земель запаса

К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию. В землях запаса выделяют сельскохозяйственные угодья (пашня, залежь, многолетние насаждения, кормовые угодья), леса, земли под древесно-кустарниковой растительностью, земли под водными объектами, земли под болотами, земли застройки, земли под дорогами, нарушенные земли, прочие земли. По площади данные земли являются довольно распространенной категорией. Землями запаса часто называют неосвоенные земли, а также земли, которые перешли в государственную и муниципальную собственность при прекращении прав граждан и юридических лиц на землю. Такие земли могут использоваться для геодезических, геологосъемочных, поисковых, кадастровых, землеустроительных и некоторых других исследований и изысканий. Также земли запаса могут быть использованы для нужд отгонного животноводства (например, черные земли, под которыми следует понимать земли, не покрываемые устойчивым снежным покровом и удобные для пастьбы скота в зимнее время). Отнесение земель к землям запаса не исключает их использования, но данное использование будет специфичным. Земли запаса используются только при условии, если они не предоставлены гражданам и юридическим лицам. У граждан и юридических лиц могут возникнуть права на земельные участки, находящиеся на землях запаса, только после перевода этих земель в другую категорию. Земельные участки в составе земель запаса могут быть отнесены к собственности Российской Федерации в зависимости от определенных условий: — расположение на земельных участках недвижимого имущества, находящегося в.федеральной собственности; — расположение на земельных участках приватизированного недвижимого имущества, находившегося до его приватизации в собственности РФ. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов РФ возникает право собственности, является включение их в состав земель запаса в границах муниципальных образований в случае, если: на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов РФ; на этих землях распологается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов РФ. Остальные земельные участки относятся к муниципальной собственности, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности (Федеральный закон от 17 июля 2001 г. №101 -ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»). Запрещается также использовать земли запаса до перевода их в другую категорию земель. Однако ЗК РФ требует использовать земли запаса в соответствии с их целевым назначением. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, которые имеют государственную и муниципальную форму собственности, и использовать на этих участках природные объекты. Для использования земель в целях прогона скота, охоты и некоторых иных нужд предоставление земельных участков конкретным гражданам и юридическим лицам не требуется. Поэтому земли запаса могут быть использованы в этих целях без перевода их в земли иных категорий.

Динамика территории

Существуют факторы, способствующие изменению площадей земель запаса, как в большую, так и меньшую сторону

Запасы непрерывно пополняются или уменьшаются в зависимости от законодательных решений.

Резервные территории увеличиваются благодаря:

  • возврату по окончании срока использования;
  • добровольным отказам освоения территории; минования надобности использования участков;
  • изъятию за нарушение закона;
  • выведенным из хозоборота землям и др.

Уменьшение земельного фонда запаса происходит в результате принятых решений о:

  • создании целевых фондов;
  • предоставлении участков казачьим обществам;
  • расселении беженцев и размещении вынужденных переселенцев;
  • о жилищном строительстве;
  • организации фермерских хозяйств;
  • формировании кооперативов и др.

К запасам не относится

Брошенные собственниками участки не причисляют к описанным территориям. Несмотря на беспризорность территорий, права владельцев на них сохраняются до регистрации изменений в документации земельного кадастра.

Только официальный отказ может стать основанием для изменения категории земельного надела.

Консервация этих мест также не является основанием для отнесения их к запасным землям. Землевладельцы временно исключают из хозяйственного пользования почвы в связи с загрязнением токсичными отходами производств, деградацией угодий.

К землям запаса относят далеко не все заброшенные земельные участки

К описанным участкам относят далеко не все заброшенные земельные участки

Отождествление фонда перераспределения с описанными местами тоже ошибочно. В Земельном кодексе указан перечень оснований для создания фонда только из сельскохозяйственных площадей.

Правовое регулирование и правила пользования землями перераспределения связаны с целями защиты и изучения природных богатств.

Замена категорий

Правила замены регулируется ФЗ и осуществляется органами:

  • правительства РФ – для участков, являющихся федеральной собственностью;
  • исполнительной власти на территории субъектов РФ – для земель сельхоз значения в собственности субъектов хозяйствования или частном владении;
  • местного самоуправления – для земель, являющихся муниципальной собственностью (исключая сельхоз угодья) и частными владениями различным целевым назначением.

Замена предназначения земли в обжитых местах и, наоборот, перевод каких—либо участков в фонд земель заселения и последующей застройки регулируется через размещение границ жилых районов в рамках Земельного кодекса и законодательства в сфере градостроительной деятельности.

Замена категории земель может происходить под влиянием определенных экономических или демографических факторов.

Правовое положение земель запаса

В Земельном Кодексе Российской Федерации есть термин, что такое земля запаса. Пункт 1 статьи 103 дает описание данного юридического понятия. Говоря простыми словами, это площади, принадлежащие государству, не имеющие законных владельцев и не предназначенные для эксплуатации. Они являются резервными территориями.

Согласно правовому режиму, такие области не могут использоваться под строительство, промышленность, аграрные или сельские работы. При этом на таком пространстве разрешено проведение геодезических, кадастровых, землеустроительных и иных работ.

Участки, оставшиеся бесхозными, могут быть преобразованы в группу резервных территорий, если факт их бесхозности будет отражен в кадастровом паспорте. В таком случае они передаются муниципалитету и могут эксплуатироваться по его усмотрению.

Допускается добровольный отказ физических или юридических лиц от права собственности, пользования и распоряжения участками. Такое решение не зависит от причин, побудивших к отказу. Для этого необходимо подать заявление в уполномоченное ведомство. Право собственности прекращается с момента государственной регистрации. После этого обязанность по уплате соответствующих налогов ложится на муниципалитет.

Предлагаем ознакомиться: Если не оформить дом на даче в собственность если земля в собственности

А также в класс резерва преобразовывают области, подвергшиеся химическому или радиоактивному воздействию. Они переходят в разряд земель на консервации. Эти наделы могут сохраняться за прежним собственником или перейти во владение государства. При этом разрабатывается регламент землеустройства, где указывается срок консервации, процедуры по восстановлению, присваивается очередность и высчитывается стоимость.

Ответственность за очищение и улучшение таких территорий лежит на муниципальных органах власти. Они же и инициируют перевод участков в иную разновидность. Органы местного самоуправления имеют право поставить владения на кадастровый учет и впоследствии предоставить людям для ведения хозяйства или в других целях путем проведения аукциона или конкурса.

Земли запаса находятся в собственности государства или местных властей, что является одним из основных признаков данного вида территорий. Это не значит, что они бесхозны и забыты: такие участки находятся на особом учете. В кадастровой документации указана вся экономическая и правовая информация, а закон защищает их от любых действий, на которые отсутствует согласие органов власти.

Использование земель запаса допускается после перевода в другую категорию и определения их целевого назначения. Это обеспечивает их сохранность, ведь существуют разные требования к эксплуатации территорий и способы защиты от повреждения участков, применяемых в определенных видах деятельности. Например, использование под постройку промышленных объектов предполагает одни мероприятия по защите земель, а осуществление сельскохозяйственной деятельности – другие.

Бесхозные территории, информация о которых не содержится в государственном кадастре недвижимости, не могут стать землями запаса. Только после того как отсутствие собственника отразится в соответствующих решениях местных властей, а земли сдадут муниципалитету, их можно относить к различным категориям.

Процессуальные особенности замены категории резервных земель

Процедуре замены категории земель запаса должна предшествовать государственная экологическая экспертиза территории

Началом в подготовке пакета документов на замену категории участка земли является составление ходатайства в государственные органы или муниципальное управление.

Заявитель должен предоставить сведения:

  • о кадастровом номере земельного участка;
  • о категориях земель (настоящей и той, на которую оформляется перевод);
  • о причинах изменения категории;
  • из ЕГРП о непринадлежности участка кому—либо;
  • из Государственного кадастра о включении участка в категорию земель запаса;
  • о проведении государственной экологической экспертизы.

Отказ на заявлении о смене категории земли можно получить, если содержание ходатайства или приложенных документов противоречат нормам закона. Заявитель получит акт с отказом, который можно обжаловать в судебном порядке.

В случае положительного решения акт фиксирует решение о присвоении запрашиваемой категории земель.

Документ отражает:

  • причины замены категории;
  • размеры и рубежи участка;
  • кадастровый номер;
  • указания на старую и новую категории.

Категория земли в запасе подлежит замене по ходатайству через продолжительные и тщательные процедуры. Помощь специалистов существенно ускоряет процесс и дает возможность из заброшенных земель сделать полезный участок для всех.

В каких случаях допускается использование земель запаса?

103 ЗК РФ). В состав земель запасамогут включаться и земельные участки сельскохозяйственного назначения для их консервации, если они подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на них не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям. В то же время следует отличать земли запаса и консервируемые земли. Перевод земель, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство отвечающей требованиям продукции, в земли запаса для их консервации является лишь одним из способов ограничения (исключения) их сельскохозяйственного использования (ст. 14 ЗК РФ). В целом же правовой режим земель запаса и консервируемых земель различен. К землям запаса не относятся земли фонда перераспределения. По современному законодательству фонд перераспределения создается в составе земель сельскохозяйственного назначения и предназначен для перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота (ст. 80 ЗК РФ). Земли запаса подлежат государственному учету наряду с землями иных категорий. Земли запаса находятся либо в государственной, либо в муниципальной собственности. Использование земель запаса допускается только после перевода их в другую категорию. Такой перевод допускается после формирования земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в соответствии с требованиями ФЗ от 21 декабря 2004 г. N2 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Дата добавления: 2015-02-04; ; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Какие категории возможны для земель запаса

Законодательство позволяет перевести земли запаса в следующие целевые категории:

  • для застройки и размещения населенных пунктов;
  • для строительства промышленных объектов, развития производства;
  • с целью сохранения ценных природных территорий, например, природных заповедников;
  • с целью ведения сельскохозяйственных работ, включая необходимые коммуникации, насаждения, сооружения для переработки продукции, дороги;
  • для сохранения лесных и водных фондов.

В России есть большие запасы земель, которые еще предстоит задействовать в хозяйственной жизни и обустраивать на них жизнь новых поколений.

Более подробно о землях разного назначения и их использовании — на видео:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: