Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные


Захват квартиры

С появлением государственного реестра прав на недвижимость откровенное рейдерство в жилищной сфере стало редкостью. Если помещение оккупировали неизвестные лица, достаточно вызвать наряд полиции. Блюстители правопорядка помогут проникнуть в квартиру и обеспечат выдворение из нее злоумышленников. Действия захватчиков попадут под ст. 139 УК РФ.

Наказание за преступление зависит от квалификации. Если преступники захватили недвижимость в отсутствие проживающего в нем гражданина, им грозит штраф до 40 000 рублей, изъятие заработка за 3 месяца, обязательные работы не более 360 часов, исправительный труд на 1 год или трехмесячный арест. При совершении преступления с применением насилия, угроз, а также проникновение в жилье группой лиц санкции будут значительно жестче.

От пострадавшего собственника потребуется лишь написать заявление в полицию. Расследованием займутся правоохранители. В рамках уголовного процесса можно будет заявить гражданский иск о компенсации причиненного вреда, в том числе морального (ст. 44 УПК РФ).

Жилищное право:

Подробно

Улучшение жилищных условий

Юридическая консультация Защита в суде
Помощь опытных жилищных юристов в делах по улучшению жилищных условий, получению субсидий, разрешение споров по получению субсидий

Жилищный юрист

Споры с УК, суды за право проживания, владения, распоряжения жильем, споры с администрацией

Залив квартиры

Споры при заливе квартиры и о возмещении ущерба.

Жилищные споры

Жилищные споры любой степени сложности. Опытные юристы и адвокаты

Споры между собственниками

Такие конфликты считаются наиболее сложными с юридической точки зрения. Квартира может принадлежать нескольким лицам одновременно. Российское законодательство предусматривает сразу две формы (ст. 244 ГК РФ): общую совместную и долевую.

В обоих случаях собственники могут распоряжаться и пользоваться имуществом. Делать это они должны по обоюдному согласию. Если достигнуть договоренности относительно порядка проживания в квартире не удается, вопрос выносится на рассмотрение суда. При этом служители Фемиды далеко не всегда удовлетворяют иски о вселении. В качестве альтернативы нередко рассматривается компенсация.

Ежемесячную выплату за невозможность фактического использования помещения назначают в следующих случаях:

  • площадь и планировка не позволяют разделить квартиру на части;
  • доля истца чрезвычайно мала;
  • совместное проживание конфликтующих сторон ущемляет интересы третьих лиц (например, детей).

Список оснований, которыми руководствуются суды при назначении компенсации, остается открытым. Примером подхода является определение ВС Ханты-Мансийского округа по делу № 33-649/2015.

Судебная практика

Разнообразие жизненных ситуаций обязывает суды изучать конфликт с разных точек зрения. Но практики сходятся в одном: проще выселить квартирантов по договору аренды, сложнее – собственников.

Пример:

Симонов имел в собственности комнату в коммунальной квартире. Соседи стали замечать, что жильем распоряжается третье лицо, вероятно родственник Симонова и без договора аренды. Новоявленный жилец стал разводить антисанитарные условия, таскать всякий хлам с улицы и не убирать за собой в местах общего пользования. Замечания соседей проходили мимо, родственник чувствовал себя хозяином, огрызался, матерился и угрожал физической расправой. Доходило до того, что квартирант не контролировал эмоции в припадках гнева, а соседи стали бояться за свою жизнь – в квартире жили маленькие дети. Жалобы собственнику ни к чему не приводили. Пришлось вызывать участкового и составлять акт о незаконном проживании. Симонову пришлось выселить агрессивного родственника.

Пример:

Хозяйка комнаты в коммунальной квартире Онуфриева обратились с жалобой в муниципалитет. Как следовало из заявления женщины, ей надоели алкогольные застолья Попова, а также его задолженность по квартплате на сумму 14 тысяч рублей. Муниципальный орган принял жалобу, после чего провел проверку по факту обращения: Онуфриева действительно проживала в коммунальной квартире, имела правоустанавливающие документы (договор приватизации и выписку из ЕГРН), по соседству жил Попов – на основании договора соц найма. Шумный сосед нигде не работал, имел проблемы с законом и не оплачивал коммуналку на протяжении 5 месяцев. Представитель муниципального объединения составил акт о нарушении, предупредил жильца и обязал погасить задолженность в течение ближайшего месяца. Реакции не последовало, сумма долга только росла – пришлось обращаться в суд за принудительным отселением Попова. Иск о выселении был подкреплен показаниями Онуфриевой, выпиской из лицевого счета о 6-месячной задолженности и копией уведомления жильцу. Требование о выселении было удовлетворено – Попова обязали съехать из комнаты и найти новое жилье.

Виндикация

Статья 301 ГК РФ наделяет собственника правом истребовать имущество, незаконно удерживаемое третьими лицами. Порядок реализации этого механизма на практике ВС и ВАС РФ пояснили в совместном постановлении № 10/22 от 29.04.2010 года. Однако назвать вопрос урегулированным нельзя.

Так, формально собственники имеют право истребовать недвижимость даже у добросовестного приобретателя. Однако формулировка ст. 302 ГК РФ существенно усложняет процесс доказывания. Потерять или украсть капитальное сооружение либо земельный участок невозможно. Единственным основанием виндикации становится выбытие против воли. Необходимость доказывания этого факта препятствует применению механизма в борьбе со злоупотреблениями прописанных в квартире граждан или нанимателей.

Справка: Добросовестный приобретатель получает вещь от лица, не имеющего права на отчуждение. При этом такой участник не знает о незаконности операции. Примером можно считать продажу квартир по подложным документам.

Если истребование помещения производится у добросовестного приобретателя, собственнику придется компенсировать стоимость неотделимых улучшений. Основанием станет ст. 303 ГК РФ.

В заключение отметим, что в распоряжении россиян есть еще один юридический инструмент. Законный владелец вправе обратиться в суд с требованием об установлении особого запрета. В основу негаторного иска положена ст. 304 ГК РФ. Итогом разбирательства становится обязательное для исполнения указание. Ответчик должен отказаться от каких-либо действий. Пренебрежение запретом грозит штрафами.

Вхождение в жилые и служебные помещения.

Конституция РФ закрепляет право на неприкосновенность жилища.

Статьей 15 Федерального Закона «О полиции» за полицией закреплено право «на проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций) в следующих случаях:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

7. Использование транспортных средств и средств связи в слу­жебных целях.

В соответствии с п. 37 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции» сотрудники полиции имеют право «использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях — транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия, отстраняя при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами, с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба».

В соответствии с п. 36 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции» сотрудники полиции имеют право «беспрепятственно пользоваться в служебных целях средствами связи, принадлежащими государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в случаях, не терпящих отлагательства, — средствами связи, принадлежащими негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам».

Ко второй подгруппемер административного предупреждения от­носятся меры, которые применяются в связи с совершением конкретным лицом противоправных деяний, и имеют целью предупредить или исклю­чить возможность совершения подобных правонарушений в будущем, им присуща четко выраженная профилактическая направленность. Они при­меняются в отношении определенного законом круга лиц после соверше­ния ими противоправных деяний в целях предупреждения, недопущения совершения ими новых правонарушений, а также обеспечения безопасно­сти сотрудников органов внутренних дел и окружающих.

Такими административно-предупредительными мерами являются: 1.Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы,

который устанавливается в соответствии с Федеральным Законом «О полиции» Ст. 12 ч. 26 и Федеральным Законом № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 06 апреля 2011 года и направлен на предупреждение рецидива преступлений со стороны указанной катего­рии лиц.

2. Приостановление действия лицензии или аннулирование лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностьюпроизводит­ся органами внутренних дел, осуществляющими лицензирование данного вида деятельности (ст. 6, 12 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детек­тивной и охранной деятельности в Российской Федерации»), в случаях и порядке, установленных ст. 13 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Орган внутренних дел, выдавший лицензию на занятие частной де­тективной и охранной деятельностью (лицензирующий орган), вправе при­останавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

3, Аннулирование выданных разрешении на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия,

транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации ука­занного оружия и патронов к нему, а также разрешения на хранение и ис­пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия, полученного во временное пользование в органах внутренних дел, разрешения на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрыв­чатых материалов промышленного применения осуществляется в соответствии со ст. 27 Федерального за­кона от 13 декабря 1996 г. «Об оружии».

В принудительном порядке лицензии на производство гражданского и служебного оружия, торговлю им, его приобретение, коллекционирова­ние или экспонирование, а также разрешения на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензии или разрешения, в случаях:

— систематического (не менее двух раз в течение года) нарушения либо неисполнения юридическими лицами или гражданами требований, предусмотренных Федеральным законом «Об оружии» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими оборот оружия;

— возникновения предусмотренных Федеральным законом «Об оружии» обстоятельств, исключающих возможность получения лицензий или разрешений;

— конструктивной переделки владельцем гражданского или служеб­ного оружия и патронов к нему, повлекшей изменение баллистических и других технических характеристик оружия и патронов к нему.

В случае аннулирования лицензий или разрешений повторное обра­щение за их получением возможно для юридических лиц по истечении трех лет со дня их аннулирования, а для граждан — по истечении пяти лет со дня их аннулирования.


Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: