Нередким явлением в нашей повседневной жизни в последнее время стал незаконный захват земельного участка, находящейся в государственной либо частной собственности. Причем актуальной проблема остается независимо от того, происходит ли присвоение парковой зоны либо индивидуального участка. На законодательном уровне властями данная ситуация рассмотрена всесторонне и за самовольное завладение участком предусмотрена ответственность.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефону 8(800)-350-30-02 (звонок бесплатный для всех регионов России)!
Статья 7.1 самовольное занятие земельного участка
Самовольным занятием земельного участка признают завладение третьим лицом части или всего участка, если не могут быть предоставлены в качестве основания документация, подтверждающая право владения (договор купли продажи, постановление органов местного самоуправления, договор аренды и т.д.).
Если данное основание выяснится, участок должен быть немедленно возвращен владельцу и затраты которые понес самовольный оккупант возмещению подлежать не будут.
Административная ответственность за самовольное занятие земельного участка наступает в соответствии с КоАП, статья 7.1 предусматривает штрафы за отсутствие разрешительной документации на участок.
Согласно примечаниям к данной статье, если участком завладел индивидуальный предприниматель, он будет нести ответственность как юридическое лицо.
ВАЖНО! Необходимо знать, что земля всегда имеет владельца. Если она не находится в пользовании и владении гражданами, организациями, муниципальных образований, то она принадлежит государству в целом. Это указано в 16 статье ЗК РФ.
Если самовольный владелец перенес часть забора или построил сооружение на чужом участке, это также будет считаться незаконным.
Если лицо завладело чужим участком, то в силу 60 статьи ЗК РФ на него должно быть восстановлено право собственника. А также участок должен быть возвращен владельцу согласно 76 статье указанного закона, и все постройки снесены незаконным пользователем.
Гражданским законодательством установлено обязательное требование регистрировать право собственности, а также отчуждение в отделении Росреестра. При этом только лишь составленная устно (письменно) дарственная или купли-продажи права собственности не несет.
Единственное послабление закон дает договорам аренды и субаренды сроком действия до года. В этом случае регистрация в отделении Росреестра не нужна.
Чем грозит самовольное занятие земельного участка, согласно КоАП РФ
Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, — влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Ответственность за самовольное занятие земельного участка
Право на защиту собственности провозглашено в Конституции РФ. Лишить собственности можно лишь по решению суда. Принудительно забрать участок законно при предоставлении равноценной замены. Собственность защищается гражданским законодательством, к примеру, нормами 209 и 218 статей ГК.
Статья 218 указывает на отчуждение земельного участка посредством приобретения, дарения, обмена или иной сделки.
Если участок будет отчуждаться другим способом, то такие действия будут квалифицироваться как завладение.
При самовольном занятии земельного участка судебная практика на стороне законного собственника. Для возврата имущества стоит обращаться в судебные органы по месту нахождения участка. Суд учитывает как важные обстоятельства дела время завладения, основания, сам земельный участок, его месторасположение и предназначение и степень вины самовольного владельца, а также опирается на показания свидетелей.
Если настоящий собственник долгое время не проявлял интерес к участку, он в любом случае не может быть его лишен, и права его должны быть защищены.
Бесхозным может быть признана земля на основании постановления органов местного самоуправления.
Ответственность за самовольное занятие земель.
ст 7.1 КоАП Самовольное занятие земельного участкаили использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
Правоустанавливающими документами на недвижимое имущество являются те, на основании которых возникло право на это имущество: гражданско-правовые договоры; акты органов управления; решения суда и др.Для установления права на з.у. необходимо свидетельство о гос. регистриции.Документами о правх на з.у. являются договоры аренды,субаренды, безвозмездного срочного пользования, заключенные на срок менее 1 года, в отношении которх не требуется гос. регистрация.
Не является самовольным занятием з.у., использование его арендатором здания,строения,сооружения.
В случае перехода прав на здание, расположенное на чужом з.у., права на з.у. возникают с момента гос. регистрации прав на здание. Следовательно документом, устанавливающим право на з.у.,будет являться правоустанавливающий документ на здание, строание и сооружение.
КоАП содержти статьи ,устанавливающие ответственность за самовольное занятие отдельных категорий или видов земель. ст.7.8 за Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается более высокие размеры штрафных санкций.ст 7.9 КоАП При самовольном занятии лесного участка происходит и самовольное занятие земель лесного фонда.
К ответственномти могут быть привлечены не только лица,самовольно занявшие з.у. ,но и лица самовольно переуступившие право пользования з.у.( распоряжается только собственнник).
Ответственность за порчу земли
Статья 8.6. Порча земель
1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы—
2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления —
Действия квалифицируются как уничтожение плодородного слоя в тех случаях, когда востанвить его не представляется возмможным. В коап не определено в результате каких действий может произойти уничтожение плодородного слоя почвы.
Снятие и премещение плодородного слоя возможно, при наличии утвержденного проекта рекультивации з.у.
В диспозиции статьи не уточняется ,какими веществами может быть допущена порча.следовательно это любые опасные химические и биологические вещества, а так же отходы производства и потребления.
Ответственность за использование земельных участков не в соответствии с их целевым назначением земель, невыполнение обязательных мероприятий по охране земель.
ст 8.8 КоАП предусматривает ответственность за Использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.
Использование з.у. не в соответствии с той категорией, в которую он включен ,квалифицируетс как использование его не в соответствии с целевым назначением.
В ст 12-13 ЗК РФ определяется содержание охраны земель, перечисленны общие мероприятия не явлющиеся обязательными для конкретного правообладателя з.у.
Мероприятия по улучшению земель определяются землеустраительными документами: проектами внутрихозяйственного землеустройства; проектами улучшения с/х угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозий, селей, подтоплений и д.р. негативных воздействий. Мероприятия предусмотреннные этими документами являются обязательными для конкретного правообладателя з.у. их невыполнение квалифицируется как админ. правонарушение. ( по ст. 8.8)
68. правовой режим земель с/х назначение
Ст.77 уст., что ЗСХН — земли, нах. за границами нас. пункта, предоставленные или предназначенные для нужд сельского хозяйства.
В ст.78 перечислены лица, которым предост. ЗСХН:
ü с/х предприятия,
ü учебные учреждения,
ü НИИ,
ü гр., исп. зем. участки для ведения КФХ, личного подсобного хоз., садоводства, животноводства и огородничества.
ЗСХН составляют:
ü с/х уголья, занятые пашнями, сенокосами, пастбищами, многолетними плодовыми насаждениями, т.е. непоср. исп. для выращивания с/х продукции,
ü а т. земли занятые дорогами, лесными насаждениями, водными объектами, зданиями, строениями и сооружениями, исп. для хранения и переработки с/х продукции.
ВОПРОС. ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬ.
Особенности оборота предусм. ФЗ «Об обороте ЗСХН».
В ст.1 закона перечислены земли, на которые не распр. действие данного закона. В частности, предост. для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества, а т. занятые зданиями, строениями и сооружениями. Т.о. действие данного закона распр. т. на с/х угодья.
Принципы:
1. Сохранение целевого исп. земельных участков.
В связи с тем, что возникает необходимость перевода ЗСХН в иные категории в ст.8 ЗК РФ уст. процедура их перевода, а в законе «О переводе земель и зем. участков из одной категории в др.» — искл. случаи, когда возможен перевод.
2. Установление максимального размера общей площади с/х угодий, которые расп. в границах одного муниц. района и м. нах. в собственности одного гр. или юр.л.
Макс. площадь уст. законами С РФ и при этом не м.б. менее 10% с/х угодий данного МО.
В ФЗ уст. прав. последствия для тех случаев когда у гр. или юр.л. окажется в собственности больший по площади зем. участок — собственник в течение года обязан произвести отчуждение части зем. участка, превышающей макс. размеры.
В противном случае, то орган управления, осущ. гос. регистрацию права сообщает об этом в органы власти С РФ или МО (орган опр. в З С РФ), которые обращаются в суд с требованием о понуждении к продаже зем. участка.
3. Преимущественное право С РФ или МО (если такое уполномочие законом С РФ передано ОМСУ) на покупку земель с/х назначения в случае их продажи.
Принцип реализуется по правилам ст.250 ГК РФ.
Органы управления необх. будет уведомить о совершаемой сделки повторно, если в течение года с момента уведомления не б. совершена сделка либо уменьшилась стоимость зем. участка, явл. предметом сделки.
4. Преимущественное право других участников долевой собственности либо с/х предприятия, КФХ, исп. зем. участок в случае отчуждения доли в праве на этот участок по правилам ст.250 ГК РФ.
5. Установление особенностей приобретения зем. участков ино лицами, лицами без гражданства и совместными предприятиями.
Указ. лица м. приобретать земли с/х назначения только на правах аренды.
ФЗ уст. правовые последствия для тех случаев, когда у перечисленных лиц на законном основании возникнет право собственности на зем. участок (см. последствия для принципа (2) ).
В ФЗ уст. и порядок приобретения прав на земли с/х назначения, нах. в гос. или муниц. собственности.
Зем. участки в собственность предоставляются т. по результатам зем. торгов, без проведения торгов — зем. участок м.б. предоставлен в аренду в случаях заблаговременного уведомления об этом и наличия т. одной заявки.
Арендованные зем. участки м.б. приобретены в собственность т. по истечению трех лет с момента приобретения их в аренду. Выкуп их осущ. по правилам ст. 34 ЗК РФ.
В ФЗ предлагается перечень сделок, которые м. совершаться с зем. долями:
1) завещать
2) внести в уст. капитал либо передать в доверительное управление с/х предприятию, исп. данный зем. участок
3) продать или подарить иному сособственнику либо с/х предприятию, КФХ, исп. данный зем. участок.
Перечень явл. исчерпывающим и иные сделки м.б. совершены т. после выдела зем. участка в счет зем. доли.
Учитывая, что сущ. зем. доли, собственники которых либо переехали в иную местность, либо умерли в законе исп. понятие
невостребованная земельная доля — доля собственник которой не распорядился ими в течение трех или более лет с момента возникновения права собственности них.
Для того чтобы б. прекращено право на невостребованную долю необх. сформировать зем. участок, поместить сообщение в СМИ, после чего органы управления С РФ или МО обращаются с заявлением в суд о признании права собственности С РФ или МО на данный зем. участок.
⇐ Предыдущая7
Штрафы за самовольное занятие земельного участка
С марта 2020 года возросли минимальные штрафы за самовольное занятие земельного участка для физических лиц в 10 раз, на должностных лиц в 20 раз, юридических лиц— в 10 раз. При этом если проведена кадастровая оценка участка, то штрафы будут назначаться в процентном соотношении.
Так, за завладение чужим участком физическим лицам придется отдать 0,5-1 процент от стоимости или 5000-10000 рублей, организациям — 1,2-2 процента, но не менее 100000 рублей.
ВАЖНО! Если речь идет о завладении частью земли, штраф будет рассчитываться пропорционально.
Как уже отмечалось, предприниматели должны уплачивать штрафы как юридические лица.
Понятие самовольного занятия земельного участка
Право использовать землю закон предоставляет не только собственнику, но и арендатору, ссудополучателю по договору безвозмездного пользования и другим лицам при других основаниях. Это значит, что каждый конкретный случай определяется действующим законодательством.
Правовые нормы также устанавливают противоправность такого деяния как самовольное занятие земельного надела – и оно имеет правовые последствия.
Даже само понятие предусматривает факт использования земли при отсутствии соответствующего права. К главным признакам такого типа правонарушения относят:
- отсутствие соответствующей документации, в том числе разрешения. Например, договор аренды даёт право на временное использование, купля-продажа предоставляет права для постоянного использования на основании права собственности и так далее. А вот отсутствие какого-либо документа вызывает сомнения в правомерности использования объекта;
- окончание срока действия документов. Например, период аренды закончился;
- использование надела не по назначению, например, строительство многоэтажного дома на участке, который предназначен для ведения сельского хозяйства;
- незаконное расширение земельного надела, в таком случае захваченной считается часть земли;
- ведение деятельности, противоречащей закону.
Незаконное использование земли будет иметь последствия, а вот конкретная мера будет принята судом на основании закона.
Ответственность за самовольное занятие
КоАП РФ, в статье 7.1 определяет наказание за незаконное использование земельного надела. Так, статья указывает, что самовольное занятие, а также использование надела при отсутствии прав, может повлечь за собой:
- штраф в размере от 1 до 1.5 процентов от кадастровой стоимости, но не менее пяти тысяч рублей — если нарушителями являются физлица, от 1.5 до 2 процентов, но не менее двадцати тысяч, если норму нарушают должностные лица, от 2 до 3, но не менее ста тысяч, если закон нарушают организации;
- штраф в размере от пяти до десяти тысяч на граждан, от двадцати до пятидесяти на должностных лиц и от ста до двухсот на организации, если кадастровая стоимость не определена.
Если лицо ведёт предпринимательскую деятельность, но при этом не регистрирует соответствующий статус, то налог будет платить, как юридическое лицо.
Ответственность не ограничивается только применением административных норм. Если занятие чужой земли привело к финансовым потерям, то убытки могут быть возмещены через суд. Так, статья 76 Земельного кодекса гласит, что ущерб, причинённый земельными нарушениями, возмещается в полном объёме.
Штраф за самовольный захват земельного участка, не состоящего на кадастровом учете
При отсутствии в единой базе ЕГРН информации о захваченной земле, а также отсутствии данных о кадастровой оценке участка, сумма штрафа регламентируется статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из того, каков статус правонарушителя:
- физическим лицам – 5000 – 10000 рублей;
- юридическим лицам – 100000 – 200000 рублей;
- должностным лицам – 20000 – 50000 рублей.
Итоговый размер штрафа в каждом конкретном случае устанавливается по усмотрению суда.
Ответственность за самовольный захват земли в РФ
При незаконной эксплуатации чужого участка при отсутствии одобрения, выраженного законным собственником в письменной форме, законодатель устанавливает административную и уголовную ответственность.
Как правило, нарушителей привлекают к административному взысканию, заключающемуся в форме штрафа, сумма которого определяется с учетом следующих моментов:
- юридический статус нарушителя;
- прохождение участком процедуры кадастрового учета в органах Росреестра;
- установление кадастровой оценки недвижимости.
Примеры захвата
Рассмотрим на примере факты незаконного захвата близлежащих (и иных) земель со стороны лиц, не имеющих на захваченные ЗУ законных прав.
Самым грубым нарушением самовольного захвата участка является возведение капитального строения на не принадлежащей владельцу незаконного строения земле.
Подобные случаи далеко не редкость. Совершенно не понятен расчёт граждан, допускающих в свой адрес такие финансовые риски, ведь у них не так много шансов узаконить постройку, гораздо больше вариантов заплатить штраф и лишиться строения.
Снос самовольной постройки и приведение земельного участка в изначальное состояние осуществляется за счёт граждан, возведших указанное строение.
Более распространёнными являются ситуации с гаражами, особенно теми из них, строительство которых было произведено до принятия нового законодательства.
До введения Закона о собственности, прилегающие к жилым домам муниципальные земли, активно застраивались неузаконенными объектами в основном гаражами и хозяйственными постройками.
Впоследствии некоторые из них были устранены, путём сноса, иные удалось приватизировать, а некоторые из них по сей день остаются в статусе самовольных построек.
Если вы имеете неузаконенное строение на муниципальной земле, то после оформления прав на строение вы сможете получить законное право пользования ЗУ под его основанием.
Кроме перечисленных случаев незаконного пользования имеются многочисленные, более мелкие нарушения захвата участков:
- На прилегающих к ЗУ собственника землях путём их обработки и использования.
- Несоблюдение норм отступа от линейных объектов.
- Складирование материала за пределами собственной территории.
- Нарушение межевых границ в отношении к соседям.
- Утеря документов старого образца на используемый участок.
Предлагаем ознакомиться: Задержка выплаты по осаго