Использование земли не по целевому назначению понятие и последствия

  • Специального и промышленного назначения.
    В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
  • Сельскохозяйственные земли: целевое назначение и варианты использования

    Если принято решение приобрести в собственность земельный надел или участок для ведения сельскохозяйственной деятельности, следует обратить внимание на ряд важных нюансов. В первую очередь надо определить удаленность земель от городской черты. Это особенно важно при покупке дачного участка. Место для отдыха выбирают исходя из личных потребностей, но важным фактором является возможность быстро добраться до работы/учебы.

    В процессе приватизации участков и земель сельхозназначения, соответствующие исполнительные органы (в том числе местного самоуправления) создают специальный резервный фонд. Необходимо согласовать все пункты, согласно месторасположению наделов и угодий. Данный резервный фонд относится к коммунальной или госсобственности и предназначен для целевого перераспределения земель в дальнейшем.

    Рекомендуем прочесть: Условия работы 2 класс

    Своевременное использование земельного участка

    В числе обязательств землепользователя (ст. 42 ЗК РФ) законодатель указал на необходимость своевременного освоения участка. Названная обязанность актуальна на случай, если сроки освоения участков специально оговорены договорами.

    Существует большая разница между пользованием публичными и частными землями. При передаче участка в аренду частный владелец заинтересован в полном и своевременном получении арендных платежей, а также в сохранении потребительских качеств переданного в аренду участка.

    Приступил ли арендатор к освоению участка, получает ли он выгоду от заключенной сделки, для арендодателя не имеет значения. Исключением в этом плане выступают только земли сельскохозяйственного назначения, поскольку их неиспользование может привести к уменьшению продуктивности почв.

    Публичный собственник будь то территориальная община или государство, наоборот, жестко контролирует своевременность использование участков по целевому назначению. Такая политика препятствует скупке земель перекупщиками, созданию искусственного дефицита и спекуляциям с ценами. Ст. 39.8 ЗК РФ устанавливает граничные сроки заключения договоров арены публичных участков:

    • до 3 лет – для завершения строительства уже начатого объекта недвижимости;
    • 3 — 10 лет – на строительство и реконструкцию здания;
    • 20 лет – для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и т.д.

    Однако, даже в пределах этих относительно небольших сроков возможно изъятие участков в связи с неиспользованием. Современные договора о предоставлении публичных земель в пользование гражданам могут предусматривать сроки начала строительных работ или иных действий по освоению участка. Арендодатель, воспользовавшись возможностями ст. 619 ГК РФ, оговаривает свое право на:

    • проверку состояния освоения предоставленных земель;
    • расторжение договора в случае несвоевременного освоения участка.

    Обязанность своевременного освоения предоставленных участков организациями зачастую прописана в договорах еще более жестко. К примеру, согласно ст.38.2 ЗК РФ договор о комплексном освоении территории для жилищного строительства должен содержать:

    • граничные сроки подготовки проекта планировки и межевания предоставленной под застройку территории;
    • максимальные сроки строительства инженерной инфраструктуры и передачи благоустроенной территории в публичную собственность;
    • граничные сроки самой застройки.

    Вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения

    Данный нормативный акт обеспечивает, таким образом, регулирование отношений, которые возникают между пользователями, владельцами и прочими, в том числе муниципальными/государственными структурами, в сфере обеспечения качества почвы на эксплуатируемых и обрабатываемых территориях. В положениях документа устанавливаются порядок, обязанности, права, ответственность, полномочия субъектов, характер мероприятий, допущения и ограничения мелиоративных работ на местности. Закон регламентирует те отношения и деятельность, которые не урегулированы ЗК и иными нормативными актами страны в сфере природопользования.

    В процессе изменения вида допустимого использования участка с «для с/х производства» на «для дачного строительства» имеет место существенное ограничение, которое некоторые владельцы наделов не принимают во внимание. Согласно действующим нормативным актам, территории могут предоставляться для ведения огородничества, дачного строительства, садоводства исключительно гражданам или их объединениям некоммерческого характера. К последним, в частности, относят потребительские кооперативы, товарищества, некоммерческие партнерства. Земельные участки, видом разрешенного использования которых выступает «дачное строительство», «ведение огородничества/садоводства», не могут выделяться юридическим лицам, если они осуществляют предпринимательскую деятельность возмездного характера. К таким коммерческим структурам, в частности, относят акционерные общества, ООО и прочие компании. Эксплуатация земель сельскохозяйственного назначения либо участков, входящих в их состав, предоставленных на время выполнения строительства линий электропередач, дорожного полотна, линий связи (линейно-кабельных сооружений в том числе), газо-, нефте- и прочих трубопроводов, должна осуществляться при наличии проекта по рекультивации таких наделов для с/х нужд без перевода их в другую предусмотренную в нормативных документах категорию. Указанная документация должна быть утверждена уполномоченными профильными структурами.

    Проверка использования

    Земельным и гражданским законодательством в земельных отношениях в качестве объектов определяются отдельные ЗУ и виды права на них. Земля может выступать и в качестве объекта правонарушений. Зачастую ЗУ бывают засеяны какими-либо культурами со стороны третьих лиц. Поэтому каждый собственник, арендатор или пользователь ЗУ в процессе с/х деятельности должны контролировать ее использование и защищать от незаконного использования.
    Чтобы у титульных владельцев и собственников не возникало неприятностей, связанных с землей, они должны регулярно проводить осмотр ЗУ, даже если они не обрабатываются. Если будет обнаружен факт незаконного использования земли третьими лицами необходимо:

    1. Поставить в известность местный кадастровый орган о том, что земля была незаконно занята и использована третьим лицом. Так же ходатайствовать о привлечении его к ответственности.
    2. Составить акт обследования ЗУ или протокол о правонарушении.
    3. Направить требование о прекращении использования земли и выплаты всей суммы полученных доходов от ее использования в адрес лица, незаконно использующего землю. При этом установить конкретный и адекватный требованиям срок выполнения.
    4. При невыполнении требований до конца установленного срока со стороны виновного лица, потерпевшая сторона подает заявление в суд.

    Составление акта

    Для его составления нужно собрать комиссию, в состав которой должны входить кадастровый инженер и представитель муниципалитета, землям которого принадлежит данный участок. В Акте должна содержаться информация о:

    • местоположение земельного участка (ориентиры, план границ, кадастровый номер);
    • категория земель;
    • размер земельного участка (площадь, занятая с/х культурами);
    • на каком основании земельный участок используется третьими лицами, какими культурами засеян и какие работы проводились;
    • кем осуществлялись с/х работы на дату составления Акта.

    Протокол

    Этот документ, так же как и Акт может служить подтверждением незаконного использования земли. Протокол составляется представителем федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии, который ведет контроль за правильным использованием земель.

    В протоколе должно быть указано в качестве виновника конкретное лицо, совершившее данное правонарушение. Виновник привлекается к админ. ответственности по ст. 7.1 главы 7 КоАП РФ за незаконное занятие участка земли.

    Со своей стороны собственник участка может подать на него иск о взыскании убытков и при этом доказать наличие обстоятельств, которые являются упущенной для него выгодой.

    Что такое земля сельхозназначения

    В перспективе стоимость на землю может вырасти. Именно поэтому многие бизнесмены считают удачным вложением покупку пая. Выгоду можно получить за счет дальнейшей сдачи в аренду, перепродажи или организации сельскохозяйственной деятельности на выкупленном участке.

    Участки сельхозназначения, на которых проживают народы, находятся под защитой государства согласно статьям 12, 13. Также законодательство обязывает производить деятельность таким образом, чтобы обеспечить сохранность экологических систем, предотвратить загрязнения, нарушения и другие негативные воздействия.

    Земли сельхозназначения: виды разрешенного использования

    Если он будет отличаться от целей, для которых участок и покупается, необходимо поразмыслить, насколько целесообразной будет такая сделка, поскольку чтобы переоформить вид разрешенной эксплуатации участка, потребуются существенные вложения и финансов, и времени.

    Рекомендуем прочесть: Как себя обезопасить при покупке квартиры

    Можно ли строить дом на землях сельхозназначения

    К примеру, дачникам необходим домик для своих предназначенных целей, в ангаре можно хранить собранный урожай или инструмент. Поэтому, независимо от дальнейшего предназначения земельного надела, дачное строительство и возведение хозпостроек на садоводческом участке допустимы. Это будет разрешенное строительство на законном основании.

    Законное строительство и разрешенное использование построек на с/х участках зависит от вида хозяйской деятельности. В 2020 году в Российской Федерации разрешено фермерское, садоводческое, дачное и приусадебное направления деятельности. Постройки необходимы для успешного развития каждого вида с/х направления и имеют целенаправленное назначение.

    Кто занимается земельным надзором

    Соответствующую деятельность осуществляют региональные отделения государственного реестра. Работники данных ведомств имеют право на проведение плановых и внеплановых проверок. По инициативе уполномоченных сотрудников начинается контроль на основании жалоб, поступивших от официальных органов, соседей или других владельцев земли, чьи интересы оказались затронутыми.

    Если на данный участок не определена кадастровая стоимость, устанавливаются фиксированные штрафы.

    Об использовании земель сельхозназначения в вопросах и ответах

    — Кроме увеличения размеров штрафов, на которые мы уже обратили внимание, следует сказать, что при неиспользовании земельного участка сельхозназначения размер штрафа зависит от кадастровой стоимости неиспользуемой части земельного участка и составляет для физических лиц до 0,5 % от данной стоимости, но не менее 3000 рублей. Для должностных лиц соответственно до 1,5 %, но не менее 50000 рублей и для юридических лиц — до 10 %, но не менее 200000 рублей.

    — Параллельно законодатель наряду с ужесточением штрафных санкций предусмотрел не возможность, а именно обязанность замены штрафа на предупреждение. Но эта норма действует только в отношении субъектов малого и среднего бизнеса и их работников в случае, если правонарушение совершено впервые и оно не причинило вред окружающей среде.

    Основания прекращения права собственности на земельный участок: общие правила

    Разделение земельных территорий на категории является главным и основным критерием их целевого предназначения.
    Виды земель определяют целевое назначение каждой отдельной категории, которая предполагает использовать принадлежащую к ней территорию, согласно установленному режиму использования земли и утвержденного землеустроительного проекта.

    Внимание! Нецелевое использование территорий – это разрушение государственного землеустройства, самостоятельный перевод земли в другую категорию использования и нарушение установленного законом порядка выделения земельных участков.

    1. Земли, принадлежащие к категории сельскохозяйственных, не предусматривают строительство на своих территориях жилых зданий или организацию дачных хозяйств. На них нельзя строить предприятия или объекты инфраструктуры.
    2. Земли, относящиеся к населенным пунктам, не предоставляют право распахивать выделенные в пользование территории и заниматься на них организацией фермерских хозяйств.
      На этих территориях присутствуют приусадебные участки собственников и другие виды деятельности на выделенных в населенном пункте землях, кроме ИЖС и организации ЛПХ, недопустимы.
    3. Территории специального предназначения не могут использоваться для жилищного строительства, размещения парковых зон, санаториев, баз отдыха, а также использоваться для выращивания сельскохозяйственной продукции.
    4. Особо охраняемые территории не место для строительства жилых и промышленных объектов, объектов инфраструктуры, а также размещения сельскохозяйственных угодий.
    5. Земли, принадлежащие к водному фонду, также не могут быть использованы для строительства, кроме сооружения гидротехнических объектов.
    6. Лесной фонд является природоохранной территорией, аренда земель строго контролируется законами, которые определяют условия, особенности и основания для выделения таких земель.
      На территориях лесного фонда запрещено промышленное и жилое строительство.
    7. Земли запаса – это нетронутая собственность государственных органов власти и в пользование они не выделяются.

    Согласно законодательным актам, использование земель существующих категорий по другому целевому предназначению не допускается. Такая деятельность становится возможной только после процедуры переведения земли в другую категорию.

    Ответственность за нецелевое использование земель наступает после обнаружения местными административными органами фактов нарушения пользования землей, которые предусмотрены законодательством.

    При нарушении законодательных норм и правил пользования земельной территорией местные администрации имеют право направить предписание, предполагающее ликвидировать недостатки, и наложить штраф. При неисполнении требований в назначенные сроки земля будет изъята.

    При наличии расчета кадастровой стоимости земли штраф взимается:

    • с граждан – в размере 0,5-1% оценки по кадастру, но минимальная сумма не может быть ниже 10000 рублей;
    • с должностных лиц – в размере 1-1,5%, минимальная сумма – 20000 рублей;
    • с юридических лиц – 1,5-2%, минимальная сумма – 100000 рублей.

    При отсутствии расчета кадастровой стоимости земли предусматривается штраф:

    • с граждан – в сумме 10-20000 рублей;
    • с должностных лиц – в сумме 20-50000 рублей;
    • с юридических лиц – 100-200000 рублей.

    За неиспользование выделенных земельных территорий при наличии кадастровой стоимости земли штраф составит:

    • для граждан – в размере 0,3-0.5% оценки по кадастру, но минимальная сумма не может быть ниже 3000 рублей;
    • для должностных лиц – в размере 0,5-1,5%, минимальная сумма – 50000 рублей;
    • для юридических лиц – 2-10%, минимальная сумма – 200000 рублей.

    За использование земель из категории сельскохозяйственных и под строительство не по назначению при наличии кадастровой стоимости на землю штраф изымается:

    • с граждан – в размере 1-1,5% оценки по кадастру, но минимальная сумма не может быть ниже 20000 рублей;
    • с должностных лиц – в размере 1,5-2%, минимальная сумма 50000 рублей;
    • с юридических лиц – 3-5%, минимальная сумма 400000 рублей.
    • с граждан – в сумме 20-50000 рублей;
    • с должностных лиц – в сумме 100-200000 рублей;
    • с юридических лиц – 400-700000 рублей.

    При несвоевременном выполнении или отсутствии работ по использованию земли, что повлекло за собой ее непригодность, штраф предусматривается:

    • с граждан – в размере 20-50000 рублей;
    • с должностных лиц – в размере 100-200000 рублей;
    • с юридических лиц – 200-400000 рублей.

    Используемые собственниками и арендаторами земли являются природными территориями, которые контролируются и охраняются государством.

    Пользование земельными ресурсами требует тщательного ухода и надлежащего правового процесса эксплуатации выделенных земель. Такое использование гарантирует успех и обезопасит от возможных нарушений законодательства.

    Право собственности в России гарантировано государством. Способы прекращения права собственности подразделены на такие группы:

    • отчуждение активов;
    • отказ от права собственности;
    • гибель/уничтожение имущества (к земельным участкам редко применимо, к примеру, в случае обвала берега из-за подмывания рекой);
    • прекращение права на иных основаниях.

    В силу ст. 44 ЗК РФ право собственности на участок прекращается:

    • вследствие отчуждения;
    • при отказе от права собственности;
    • в результате принудительного изъятия.

    Прекращение права собственности на землю помимо воли собственника представляет собой совокупность юридических и фактических действий, с которыми законодатель связывает принудительное (по инициативе компетентного органа) изъятие участка.

    Собственник, чьи интересы ущемлены, вправе претендовать на соразмерную компенсацию.

    Перечень оснований для принудительного прекращения права собственности на участки:

    • обращение взыскания на имущества по обязательствам владельца участка;
    • национализация, выкуп для публичных нужд (ст. 49, 55 ЗК РФ, ст. 279 — 282 ГК РФ);
    • реквизиция (временное возмездное изъятие) для защиты жизненно важных интересов общества (ст. 51 ЗК РФ, ст. 242 ГК РФ);
    • конфискация (безвозмездное изъятие) в качестве санкции за совершенное правонарушение (ст. 50 ЗК РФ, ст. 243 ГК РФ);
    • отчуждение участка, который согласно Федеральному закону РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не может принадлежать иностранцу, иностранной компании;
    • выплаты владельцу малозначимой доли денежной компенсации взамен выдела в натуре (п. 4 ст. 252 ГК РФ)
    • признания права собственности третьего лица на недвижимость, расположенную на участке.

    Изъятие участка при ненадлежащем использовании возможно в случае:

    • нерационального и нецелевого землепользования, использования участка способом, снижающим плодородность земель или ухудшающим экологическую обстановку (ст. 285 ГК РФ);
    • неиспользование на протяжении трех лет участка, предназначенного для сельхозпроизводства, индивидуального жилищного строительства или иного строительства если более длительный срок не оговорен специальными предписаниями (ст. 284 ЗК РФ).

    Предлагаем ознакомиться: Узнать налог на квартиру по инн без регистрации

    Использование земли не по целевому назначению понятие и последствия

    Названный трехлетний период не включает время, необходимое для освоения участка. Правило не касается земель сельскохозяйственного назначения, подпадающих под действие Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

    В соответствии со статьёй 7 Земельного кодекса все участки разделяются по следующим категориям:

    1. Территории резервного фонда.
    2. Лесного.
    3. Водного.
    4. Промышленного (телевидение, энергетика и пр.).
    5. Охраняемые территории или объекты.
    6. Космического фонда.
    7. Оборонного.
    8. Сельскохозяйственного.
    9. Земли, которые числятся за населёнными пунктами.
    10. Отведенные под индивидуальное жилищное строительство.

    Кроме категорий, классификация наделов производится по видам земель, согласно регионального зонирования. Разновидности земельных участков:

    • ИЖС (индивидуальное жилищное строительство);
    • ЛПХ (личное подсобное хозяйство);
    • огородничество;
    • садоводство.

    Важнейшие документы, выданные до 2020 — кадастровый паспорт и свидетельство о праве собственности, содержат информацию о целевом предназначении земли. Публичная кадастровая карта также показывает разрешённое пользование конкретного земельного участка.

    В соответствии с требованиями Земельного кодекса, все собственники обязаны использовать земли только по их предназначению. Самовольно изменять назначение не допускается. Это делается только в процессе согласования с инстанциями, наделёнными специальными полномочиями.

    В нормативных документах пропечатан перечень объектов, располагаемых на участках по целевому назначению.

    Если, например, на конкретном участке под ИЖС допустимо возводить жилой дом до 3-х этажей, это не значит, что в нём можно размещать гостиничные номера и вести предпринимательскую деятельность.

    Почему некоторые граждане идут на использование земли не по целевому назначению? Чаще всего это связано с экономией при покупке земли и уплате налогов. Ведь земельные наделы под ИЖС стоят существенно дешевле аналогичных участков, выделенных для бизнес-целей.

    Бывают случаи, здесь организуются торговые точки, ремонтные мастерские и пр. За использование земли не по назначению налагаются административные штрафы.

    Бывают случаи, когда собственник строит жилой дом на земле, выделенной ему для ведения сельскохозяйственной деятельности. Чтобы уйти от соответствующего наказания, хозяину нужно своевременно позаботиться о переводе своего участка из одной категории в другую.

    Использование земель с сельскохозяйственной целью

    • коммерческие организации;
    • граждане;
    • товарищества для ведения хозяйства;
    • казачьи общины;
    • некоммерческие организации, например, религиозные объединения;
    • фермерские хозяйства;
    • действующие образовательные аграрные организации;
    • научно-исследовательские институты;
    • общины местных народностей Северных районов, а также Дальнего Востока и Сибирской части России.
    • высадки леса;
    • личное хозяйство;
    • создания крестьянского объединения;
    • выращивания любых фруктов, а также овощных культур;
    • разведения птицы или животных;
    • научного исследования;
    • охотничьего хозяйствования;
    • рыбной ловли;
    • обучения в образовательных учреждениях сельскохозяйственной направленности.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: