Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Главная / Недвижимость / Земельный участок / Размер земельного участка

Назад

Опубликовано: 16.11.2017

Время на чтение: 10 мин

0

295

Общие требования к земельным участкам под ИЖС сформулированы в Земельном кодексе РФ. В каждом из регионов действуют нормативные акты, в которых определены минимальные и максимальные размеры наделов.

  • Нормы и нормативные акты
  • Минимальный размер территории для ИЖС
  • Максимальный размер участка земли для строительства жилого дома

Земельным участком под ИЖС является земельный надел, на котором законодательно разрешено строительство отдельно стоящего жилого помещения, высотой не более 3 этажей, принадлежащего одной семье.

Система законодательства

Поиск ответа на вопросы начинается с Земельного Кодекса. В ст. 11.9 отмечено, что устанавливаются предельные размеры земельных участков. Конкретизируются они в градостроительных регламентах или правилами застройки и землепользования.

Независимо от того, какой документ регулирует минимальные размеры земельных участков, они принимаются на уровне муниципалитетов.

В городах федерального значения и правила землепользования, и градостроительные регламенты принимаются городскими властями, а не муниципальными советами.

Если земельные участки не подпадают под регулирование местных властей, вопросы решаются федеральными властями. Однако, это исключения, не затрагивающие простых граждан, интересующихся выделением земли под застройку, личное подсобное хозяйство и другие нужды.

Предельные размеры земельных участков в зоне Ж.1

1. Для объектов индивидуального жилищного строительства:

— минимальный размер земельного участка – 0,04 га;

— максимальный размер земельного участка – 0,15 га.

2. Для ведения личного подсобного хозяйства:

— минимальный размер земельного участка – 0,03 га;

— максимальный размер земельного участка (приусадебный земельный участок) – 0,15 га;

— максимальный размер земельного участка (полевой земельный участок) – 2,00 га.

3. Предельные размеры земельных участков объектами малоэтажного жилищного строительства принимаются в расчете на 1000 чел.:

— для застройки без земельных участков – 10 га;

— для застройки с земельными участками – 20 га.

4. Для ведения огородничества минимальный размер земельного участка 0,01 га.

5. Для объектов иного назначения – в соответствии с документацией по планировке территории.

Предельные параметры разрешенного строительства,

Реконструкции объектов капитального строительства

Для зоны Ж.1

1. Коэффициент застройки (отношение суммы площадей застройки всех зданий и сооружений к площади земельного участка) земельного участка составляет:

— максимальный процент застройки земельного участка объектами жилищного строительства и хозяйственными постройками – 40%,

— максимальный процент застройки земельного участка образовательными учреждениями – 25%,

— максимальный процент застройки земельного участка гаражами – 60%;

— максимальный процент застройки земельного участка иными объектами капитального строительства данной зоны составляет 60%.

2. Минимальные отступы от стен зданий и сооружений до границ земельных участков должны быть не менее: 3 м – до стены жилого дома; 1 м – до хозяйственных построек; 4 м – до построек для содержания скота и птицы.

3. Минимальное расстояние от окон жилых комнат до стен соседнего дома и хозяйственных построек (сарая, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, должно быть не менее 6 м, допускается блокировка жилых домов, а также хозяйственных построек на смежных приусадебных земельных участках по взаимному согласию домовладельцев при новом строительстве с учетом противопожарных требований.

4. При отсутствии централизованной канализации расстояние от туалета до стен соседнего дома необходимо принимать не менее 12 м, до источника водоснабжения (колодца) – не менее 25 м.

5. Минимальное расстояние до красных линий от построек на земельном участке:

— до красных линий улиц от объекта индивидуального жилищного строительства и жилого дома блокированной застройки – 5 м;

— до красных линий улиц от хозяйственных построек – 5м;

— до красных линий проездов от объекта индивидуального жилищного строительства и жилого дома блокированной застройки – 3 м;

— до красных линий проездов от хозяйственных построек – 5м.

6. Суммарная площадь озелененных территорий общего пользования (парков, лесопарков, садов, скверов, бульваров и др.) должна быть не менее 10 м2/чел.

7. Земельные участки под объектами индивидуального жилищного строительства должны быть огорожены. Ограждение должно быть выполнено из доброкачественных материалов, предназначенных для этих целей. Высота ограждения должна быть не более 2,0 метров до наиболее высокой части ограждения.

9. Максимальная высота вновь размещаемых и реконструируемых объектов капитального строительства, отнесенных к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования, не должна превышать 3 этажей.

10. Максимальная высота вновь размещаемых и реконструируемых встроенных или отдельно стоящих гаражей, открытых стоянок без технического обслуживания на 1 – 2 легковые машины, на земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства или жилого дома блокированной застройки, отнесенных к вспомогательным видам разрешенного использования, не должна превышать от уровня земли до верха плоской кровли не более 3,2 метров, до конька скатной кровли не более 4,5 метров. Максимальная общая площадь вновь размещаемых и реконструируемых встроенных или отдельно стоящих гаражей, открытых стоянок без технического обслуживания на 1-2 легковые машины, отнесенных к вспомогательным видам разрешенного использования, не должна превышать 60 м2.

11. максимальная высота объекта капитального строительства, отнесенного к вспомогательным видам разрешенного использования, не должна превышать 2/3 высоты объекта капитального строительства, отнесенного к основному виду разрешенного использования и размещенного на одном с ним земельном участке. Максимальная площадь отдельно стоящего объекта капитального строительства (за исключением гаражей), отнесенного к вспомогательным видам разрешенного использования, не должна превышать 75% от общей площади объекта капитального строительства, отнесенного к основному виду разрешенного использования и размещенному на одном земельном участке.

Значение размеров

Минимальный размер земельного участка дает возможность использовать его по назначению, соблюдая санитарные и прочие нормы. Так говорит закон.

Если размер участка при разделе или изменении его границ не соответствует требованиям, то сделки с ним не регистрируется. Исключение, если участок был образован до принятия правил землепользования и градостроительных регламентов, и права на него были своевременно зарегистрированы.

Суд при подаче исков о разделе общего имущества отказывают при невозможности выполнить требования о минимальном размере нового участка.

Основные требования к образуемым и измененным участкам

На текущий момент для воплощения в жизнь устойчивого экономического развития всей территории страны государственная политика вынуждена эффективно использовать природные и, в частности, земельные ресурсы, то есть соблюдать предельный минимальный размер земельного участка и нормы предоставления участков, указанные в законодательстве.

Кроме того, земля должна активно вовлекаться в гражданский оборот, а это неминуемо влечет за собой образование новых ее участков и их изменения.

Основным документом, оговаривающим земельные отношения, в этих вопросах является соответствующий Кодекс и требования к образуемым и претерпевшим изменения земельным участкам достаточно четко указаны в названном документе:

  • Главным из таких требований является четкое соблюдение максимальных и минимальных размеров, указанных в градостроительных регламентах и в государственных законах, в зависимости от области их действия.
  • Обязательно следить, чтобы при образовании или изменении участков отсутствовали пересечения их установленных границ с существующими линиями, ограничивающими территорию муниципальных образований или населенных пунктов.
  • Нельзя допускать появления таких участков земли, которые делают невозможными использование уже построенных на них строительных объектов в соответствии с видом их использования, определенного согласно закону.
  • Раздел или другое образование участков обязаны соответствовать ограничениям и обременениям, не разрешающим их целенаправленное использование, согласно установленному в законодательстве.
  • Не допустимо появление в результате образования или изменения участков недостатков, мешающих рациональному использованию земли или способствующих его невозможности: вклинивания, вкрапления, чересполосицы или чрезмерной изломанности границ, а также невозможности законных построек.

При образовании или изменении земли, относящейся к государственной или районной собственности, эти правила являются необходимыми требованиями, обязательными для соблюдения.

В каких случаях обратить внимание

Земельный кодекс предусматривает несколько вариантов:

  • раздел участка;
  • перераспределение участка;
  • выдел доли из общего имущества.

Раздел – это прекращение существования первичного участка и возникновение новых объектов, в частности, им присваиваются новые кадастровые номера, они ставятся на кадастровый учет.

Перераспределение – формирование новых участков за счет изменения границ ранее существовавших объектов. Процедура проводится для смежных объектов.

При выделе доли старый объект сохраняется, меняются его границы и площадь, и формируется новый участок. И тот и другой должны отвечать требованиям о минимальном размере земельного участка.

Комментарий к статье 11.9 Земельного Кодекса РФ

1. Градостроительные регламенты, если исходить из положений ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, являются частью правил землепользования и застройки, которые утверждаются органами местного самоуправления. При этом ст. 31 этого Кодекса установлено, что подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов. Применительно к межселенным территориям подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться в случае планирования застройки таких территорий.

В отношении содержания градостроительного регламента, касающегося земельных участков, ст. 30 данного Кодекса устанавливает следующее: в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Правовые требования к определению максимальных (минимальных) размеров земельных участков определены в ст. 33 настоящего Кодекса (см. комментарий к статье). Ряд условий, предъявляемых к размеру земельного участка, установлен Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Статьей 4 указанного Федерального закона определено, в частности, что минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о землеустройстве. Данной статьей установлены и иные нормы, касающиеся размера земельных участков сельскохозяйственного назначения как объектов сделок. Собственно Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» исходит из того, что определение максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, является одним из принципов регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения (ст. 1).

3 — 6. Требования п. п. 3 — 6 настоящей статьи адресованы к проведению работ по установлению границ земельных участков, и их назначение можно охарактеризовать таким образом, что те или иные действия по образованию земельных участков не должны осуществляться в ущерб реализации общих требований законодательства, предъявляемых к правовому режиму земельных участков и недвижимости, на ней расположенной.

Выход за рамки

Решениями местных властей могут предусматриваться исключения, которые не затрагиваются требованиями:

  • ранее сформированные объекты, введенные в эксплуатацию до введения в действие новых правил, или на основании разрешений, выданных до появления новых правил;
  • участки, отведенные под блокировочную застройку;
  • участки, выделяемые на уровне регионов под застройку многодетным семьям и другим гражданам, стоящим на учете в качестве нуждающихся в получении жилья.

Местными властями могут устанавливаться и иные исключения из правил о минимальном размере земельного участка. По-разному может регулироваться и установление временных рамок действия новых правил.

Нормы и нормативные акты

Основные положения по определению максимальных и минимальных размеров территории земли под ИЖС прописаны в Земельном кодексе РФ (пункт 1 статьи 11.9) и в Градостроительном кодексе РФ (часть 6 статьи 30). Данные параметры необходимы для оптимального использования земель.

Законы, прописанные в кодексах РФ, включают общие требования, на которые должны опираться органы местного самоуправления при написании и введении в действие нормативных актов.

При предоставлении земельного надела, находящегося в собственности федеральных или государственных органов, размеры будут установлены согласно следующих факторов:

  1. Для земель, являющихся федеральной собственностью, размер будет установлен соответственно законам Правительства РФ.
  2. Параметры участков, предоставляемые для строительства согласно льготам, устанавливаются на уровне субъектов федерации.
  3. Величина и площадь участков, выделяемых под частное строительство, определяется местной администрацией

На региональном уровне власти вправе устанавливать собственные пределы, не противоречащие законам РФ.

Все установленные нормы должны нормироваться в «Правилах землепользования и застройки», градостроительных регламентах и неукоснительно соблюдаться.

Максимальные и минимальные пределы размеров земельных наделов под ИЖС в регионах разнятся и в среднем составляют – 3-30 соток. В отдельных регионах минимальный размер может быть в несколько раз выше среднего по стране.

На предельные параметры участка оказывают влияние такие аспекты как:

  • общая площадь региона и свободных территорий;
  • спрос на земельные участки;
  • численность и плотность населения;
  • уровень развития региона.

Для уточнения возможных размеров земельного участка гражданам следует обращаться в администрацию района, города, поселка..


Предельные размеры земельных участков регламентированы действующим Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, Законом Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» и решением городской Думы гор. Краснодара от 24.09.2009 № 61 п. 26 «Об утверждении порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар».

Так, согласно статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно статье 12 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляют:

для ведения садоводства и под дачное строительство — от 400 квадратных метров до 1000 квадратных метров;

для ведения животноводства — от 1000 квадратных метров до 2000 квадратных метров;

для ведения коллективного огородничества — от 600 квадратных метров до 1500 квадратных метров.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 41 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» устанавливает максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно.

До разграничения государственной собственности на землю максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из государственных земель по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и настоящим Законом, составляют:

для индивидуального жилищного строительства (незастроенные земельные участки) — 1000 квадратных метров;

для садоводства — 600 квадратных метров;

для коллективного огородничества — 600 квадратных метров.

До разграничения государственной собственности на землю максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из государственных земель по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и настоящим Законом, для застроенных земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства до вступления в силу настоящего Закона, устанавливаются органами местного самоуправления в Краснодарском крае.

Решением городской Думы гор. Краснодара от 24.09.2009 № 61 п. 26 «Об утверждении порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар» установлены максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю на территории муниципального образования город Краснодар, а также земель, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, составляют для индивидуального жилищного строительства до 1000 кв. м.

Минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю на территории муниципального образования город Краснодар, а также земель, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, составляет для индивидуального жилищного строительства 300 кв. м. (п. 22).

Пункт 23 решения городской Думы гор. Краснодара от 24.09.2009 № 61 п. 26 «Об утверждении порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар» устанавливал, что в границах муниципального образования город Краснодар земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются в следующих размерах:

на территориях со сложившейся застройкой — от 300 до 800 квадратных метров;

на свободных от застройки территориях в соответствии с проектной документацией — от 800 до 1000 квадратных метров.

Однако, данный пункт отменен решением городской Думы гор. Краснодара от 24.06.2010 г. № 77 п. 7 «Об утверждении порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар».

Таким образом, в настоящее время действующим законодательством не установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в собственности у граждан (предоставленные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета в случае, если: в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Главный специалист — эксперт, государственный регистратор Д.В. Мережко

Предельные параметры разрешенного строительства ижс

Hannamariah / Depositphotos.com

В соответствии с внесенными в Градостроительный кодекс изменениями, вступившими в силу 4 августа, под объектом ИЖС понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 м, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Предусмотрено, что параметры, установленные Градостроительным кодексом РФ для объектов ИЖС, применяются также к жилым домам и индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено законодательством (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ).
Градостроительный кодекс РФ дополнен положениями, в соответствии с которыми при строительстве, реконструкции объектов ИЖС и садовых домов не требуется выдача разрешения на строительство. Вместе с тем в таких случаях застройщик должен будет подать в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве (реконструкции). Уполномоченный орган после проверки представленных застройщиком документов направит ему уведомление о соответствии либо несоответствии объекта ИЖС (садового дома) установленным параметрам и допустимости (недопустимости) его размещения на земельном участке.

До какой даты сохранен упрощенный внесудебный административный порядок легализации объектов индивидуального жилищного строительства, создаваемых или созданных на земельных участках, предназначенных для этих целей? Узнайте из материала «Самовольная постройка» в «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

После окончания строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома застройщику необходимо будет подать в уполномоченный орган соответствующее уведомление, по результатам проверки которого уполномоченный орган примет решение о соответствии (несоответствии) построенного (реконструированного) объекта установленным требованиям. Минстрой России уже подготовил проект 1 соответствующих уведомлений.

Объект ИЖС, разрешение на строительство которого получено до дня вступления в силу рассматриваемого закона, может превышать параметры, указанные в п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (в редакции этого закона), при условии, что параметры данного объекта соответствуют разрешению на строительство.

1 С текстом проекта приказа Минстроя России «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/08/08-18/00082994).

Эффектным способом используя удобство места строительства и удобство реализации сроков возведения объектов на нем, можно добиться многого. Предельные параметры разрешенного строительства – это почти то же самое, что предельные размеры земельного участка, на котором организуется строительное производство, являются важной темой для разговора с заказчиком. По этой причине мы написали эту публикацию. Кому же не захочется знать, на какие моменты обратить внимание и в каких местах лучше строить.

Предельные параметры разрешенного строительства ГрК РФ определяются, как минимальные и максимальные размеры земельных участков, для которых существуют ограничения. В статье 38 вышеназванного кодекса говорится, предельные параметры разрешенного строительства могут включать в себя:

  • размеры земельных участков, в том числе их площадь;
  • минимальные отступы от границ;
  • предельное количество этажей или предельную высоту зданий (сооружений);
  • максимальный процент застройки.

Все эти ограничения указаны в законодательных актах федерального значения и являются руководством для установления дополнительных предельных параметров разрешенного строительства в региональных зонах.

Что такое минимальный размер земельного участка?

Минимальный размер участка – это та площадь земли, которая используется для своего назначения, полученная в результате раздела и не может быть ниже показателя, принятого за норму.

О предельных размерах участка говорится в Градостроительном Кодексе и Правилах Пользования землёй, принятых местными властями.

Кроме непосредственного раздела, минимальный размер используется в таких случаях:

  • при выделении земли из государственного или муниципального фондов;
  • во время передачи участков физическому лицу для личного использования;
  • если выделяется земля из общей собственности;
  • когда решается вопрос о прирезке участка;
  • при образовании нового неделимого надела из земель сельхозназначения.

Если участок меньше допустимого размера, то он не может быть зарегистрирован!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: