Основные понятия об обременении
Согласно Гражданскому Кодексу (ст. 209) собственник жилья имеет право:
- владения. Владелец имеет правоустанавливающие документы на жилплощадь, которые доказывают, что она принадлежит именно ему;
- пользования. Может эксплуатировать жилое помещение по собственному усмотрению – жить, сдавать в аренду или извлекать иную пользу;
- распоряжения. Передать право собственности другому лицу – продать, подарить, заложить, завещать. А также проводить реконструкцию, изменять внешний облик, проводить перепланировку без предварительного согласования.
Под обременением понимают ограничение прав на распоряжение недвижимостью. То есть владеть и пользоваться жильём можно, а распоряжаться по своему усмотрению – нет.
Разновидности обременения таковы.
- Ипотека. Жилплощадь, купленная в кредит, находится под обременением (под залогом) у банка до тех пор, пока все деньги за неё не будут выплачены. Распорядиться квартирой можно будет только с согласия банка.
- Арест. Налагается судом в случае, когда недвижимость становится спорным объектом или является залоговым имуществом, а владелец не может выполнить долговые обязательства. Жильё будет под арестом до тех пор, пока не завершатся судебные разбирательства и суд не вынесет решение по иску взыскателя.
- Рента. Владелец жилья заключает с третьим лицом договор о пожизненном содержании с иждивением, а взамен передаёт недвижимость в собственность плательщику ренты. До тех пор пока действует соглашение, собственник не имеет права распоряжаться своим жильём – все ограничения будут сняты только после его смерти.
- Доверительное управление. Собственник жилья нанимает управляющего для пользования и обслуживания недвижимости. Например, это актуально, если он на длительное время уезжает за границу или в другой город. При этом управляющий не имеет права распоряжаться жилплощадью по собственному усмотрению, он должен действовать только по согласованию с владельцем.
- Аренда. Арендодатель, то есть владелец жилья, не имеет права выселить арендатора до окончания срока договора. Обременение накладывается только если договор долгосрочной аренды был заключён официально и зарегистрирован в Росреестре.
- Опека. Если несовершеннолетние дети являются полноправными собственниками жилья (имеют долю), то продать дом или квартиру можно будет только с согласия органов опеки.
Обременение может наложить как сам собственник жилья, например, чтобы снизить риски мошеннических схем при сделках с недвижимостью, так и различными государственными или коммерческими структурами.
Госпошлина и способы ее оплаты
Услуга изменения записи в Росреестра платная:
- Если вы лично обратитесь, заплатите 700 рублей.
- При обращении в электронном виде госпошлина — 300 рублей.
Заменить свидетельство на квартиру с обременением также не бесплатно и обойдется в 2000 рублей. Если собственник не один, то каждый владелец должен получить экземпляр и оплатить государственный налог.
Платить госпошлину нужно обязательно. Существует несколько вариантов оплаты государственного налога, самый популярный — через отделение банка. Для этого нужно получить квитанцию в Росреестре и совершить необходимый платеж.
Другой способ — воспользоваться специальным платежным терминалом. Для этого нужно перейти в раздел оплаты налогов и перечислений в бюджет, выбрать там соответствующий пункт. Далее остается указать нужную сумму и внести купюры в купюроприемник.
Кстати, бывает, что по ошибке гражданин платит больше чем нужно, в таком случае разница будет возвращена. Для этого нужно написать заявление, после его рассмотрения деньги поступят на указанные реквизиты.
Когда можно снять обременение по ипотеке
Снятие обременения с квартиры по ипотеке возможно сразу же после того, как будет погашен кредит. Причём погашение может быть как по графику, так и досрочно.
Фото: https://pixabay.com/photos/financing-housebuilding-build-3536755/
Снять все ограничения с квартиры можно лишь в том случае, когда банк не будет иметь финансовых претензий к заёмщику.
Пошаговая инструкция после погашения ипотеки
Как снять обременение с квартиры и что нужно сделать ещё после того, как ипотека будет погашена? Разберём действия заёмщика максимально подробно.
Получение справки об отсутствии задолженности
Итак, вы выплатили последний платёж и полностью рассчитались с банком. Ура! Теперь квартира полностью принадлежит вам! Но не спешите радоваться раньше времени, необходимо ещё немного побегать по инстанциям, чтобы полностью снять с себя все обязательства, а с жилья – обременение.
Перед тем как осуществить последний платёж, позвоните в банк и уточните точную сумму, которую осталось оплатить. Обидно будет, если до полного расчёта не хватит нескольких рублей. Кстати, если вы решили погасить ипотеку досрочно, не забудьте предварительно написать заявление, в котором будет указана дата оплаты и способ – наличными или по перечислению.
И вот деньги за ипотеку внесены. Тут же посетите банк, сообщите радостную весть менеджеру и потребуйте у него справку об отсутствии задолженности. У вас на руках в обязательном порядке должна находиться бумага, что вы выполнили перед банком все обязательства – выплатили основной размер кредита, начисленные проценты, а также штрафы, комиссии и пени, если они на вас накладывались.
Если не озаботиться справкой об отсутствии заранее, то впоследствии какой-нибудь неучтённый вами рубль превратится в огромную сумму, и вам придётся оплатить долг.
Закрытие ипотечного счёта
В ряде банков процедура происходит автоматически, но лучше десять раз всё перепроверить, чем потом получить неприятный сюрприз и немалые комиссионные начисления за обслуживание нулевого счёта.
Фото: https://pixabay.com/photos/application-money-1756279/
Уточните у менеджера, нужно ли специально закрывать счёт или это произойдёт автоматом. Если нужно, незамедлительно пишите соответствующее заявление и потребовать у банка следующие бумаги:
- справка, что ипотечный счёт закрыт;
- выписка, подтверждающая нулевой остаток по ипотечному кредиту.
В справке будет отображена следующая информация:
- дата погашения задолженности;
- паспортные данные заёмщика;
- отсутствие претензий со стороны банка;
- дата выдачи справки и подпись должностного лица.
Для получения выписки скорее всего придётся написать заявление, в котором нужно будет указать, что вы желаете получить информацию об общей сумме, которая была вами оплачена за всё время ипотеки.
Срок получения документов – до десяти дней, но на практике обычно не превышает трёх.
Возвращение закладной
Закладная – это именная ценная бумага, которая подтверждает право банка на владение квартирой до тех пор, пока ипотека не будет выплачена заёмщиком в полном размере. Она оформляется сразу же во время заключения ипотечного договора и является финансовой гарантией для кредитной организации.
Банк имеет право изъять квартиру у недобросовестного заёмщика, если он не в состоянии выполнять свои финансовые обязательства по выплате ипотеки.
Хранится закладная в банке, а вернуть её можно только после полного погашения кредита. После того как банк удостоверится, что заёмщик перед ним чист и не несёт по данному ипотечному кредиту никаких обязательств, закладная бумага выдаётся на руки счастливчику, после чего с ней необходимо обратиться в Росреестр или МФЦ для снятия обременения.
Для возвращения закладной необходимо написать заявление. Срок возврата составляет 14 дней, поскольку все залоговые документы хранятся в центральном отделении банка. Если оно находится в другом городе, то время ожидания может быть увеличено до тридцати дней.
Фото: https://pixabay.com/photos/document-agreement-documents-sign-428334/
Перед тем как выдать ценную бумагу на руки, подписывается акт приёма-передачи, а на самой закладной делается две отметки:
- о том, что заёмщик выполнил все обязательства;
- об отсутствии претензий со стороны банка.
Снятие обременения
Чтобы стать полноправным владельцем квартиры, необходимо снять с неё все ограничения, наложенные банком. Часть документов у вас уже на руках, остаётся написать заявление о снятии обременения с объекта недвижимости. В этом вам помогут в МФЦ или Регистрационной палате, смотря куда вы решите обратиться для дальнейшего оформления бумаг.
Если жильё приобреталось в долевую собственность, то писать заявление должен каждый дольщик.
Список необходимых документов:
- удостоверение личности (паспорт);
- заявление с указанием требования снять обременение с квартиры;
- закладная;
- договора ипотеки и купли-продажи;
- справка, выданная банком, о погашении ипотеки;
- выписка с ипотечного счёта о нулевом остатке.
Пакет документов можно предоставить в МФЦ (рекомендуется), Регистрационную палату или воспользоваться порталом «Госуслуги», но в последнем случае все документы должны быть нотариально заверенными.
Срок снятия обременения по ипотеке в Росреестре, согласно ст. 25 ФЗ №264, не должен превышать трёх рабочих дней, но если документы были поданы в МФЦ, то процесс может затянуться ещё на один-два дня. Если недвижимость оформлена в долевую собственность, то есть имеет несколько владельцев, например, мужа и жену, то время ожидания может составить пять-семь дней.
Процедура абсолютно бесплатна и не требует оплаты госпошлины.
В некоторых банках, например, в Сбербанке, процедура снятия обременения происходит автоматически. Заёмщику после погашения ипотеки не нужно писать дополнительные заявления и относить пакет документов куда-либо. Но в этом случае срок получения выписки может затянуться до нескольких недель.
После снятия обременения у бывшего заёмщика на руках должна быть выписка из ЕГРН, в которой в графе «Ограничения» не будет фигурировать информация о залоге квартиры.
Получение новых правоустанавливающих документов на собственность
После того как все ограничения на распоряжение жильём будут сняты, нужно оформить новые документы, подтверждающие единоличное владение квартирой. Сделать это можно в МФЦ или Регистрационной палате.
Оформление правоустанавливающих документов занимает от десяти до четырнадцати дней, то есть не позже чем через две недели после подачи заявления вы станете полноценным владельцем жилья, взятого ранее в ипотеку.
Необходимо будет заплатить госпошлину в размере двух тысяч рублей для физических лиц и 22 тысяч для юридических.
Возвращение страховки
Если заёмщик погасил ипотеку досрочно, то он может получить у страховой компании неиспользованный остаток. Для этого ему необходимо обратиться непосредственно в СК, где был заключён полис и написать соответствующее заявление. Как правило, страховщики не отказывают в выплате остатка.
Фото: https://pixabay.com/photos/calculator-calculation-insurance-723925/
Если во время всего срока выплаты ипотеки страховой случай не наступил (и слава богу!), то вернуть деньги за страховку не получится. Не забывайте, что всё это время вы были застрахованы и страховая компания была гарантом, что при возможных неприятностях вы будете защищены, а ваша ипотека частично или даже полностью погашена.
Оформление долей
Если в ипотеке были задействованы государственные средства, например, материнский капитал, то заёмщик в обязательном порядке писал обязательство (нотариально заверенное), что все члены его семьи получат равные доли. Под членами семьи подразумеваются супруг (супруга) и дети.
При оформлении правоустанавливающих документов каждый из них получит своё собственное свидетельство о долевом владении.
Отказ о снятии обременения и нюансы
Возможные причины отказа таковы.
- Был подан неполный пакет документов. Особенно внимательным нужно быть, если квартира имеет несколько дольщиков. В этом случае требуется наличие заявления от всех совершеннолетних членов, их паспорта и копии, а также свидетельства о рождении детей. Также перед тем как обращаться в МФЦ, нужно получить все необходимые бумаги в банке.
- Заявление было подано не собственником. Если бывший заёмщик не может сам заниматься оформлением бумаг, то ему следует сделать нотариальную доверенность на другого человека, который будет представлять его интересы.
Если кредитная организация, выдавшая ипотеку, обанкротилась и была ликвидирована, рекомендуется обратиться в Росреестр с соответствующим заявлением, добавив к нему выписку из ЕГРЮЛ о ликвидации банка или приостановлении его деятельности. После того как будет определён новый владелец залоговых документов и закладных, можно начинать стандартную процедуру снятия ограничений с ипотечной квартиры.
Не стоит думать, что если кредитная организация была лишена лицензии, то все обязательства перед ней аннулируются. Все залоговые договора передаются другому банку. В случае просрочки по ипотеке долги могут быть взысканы через суд или придётся распрощаться с квартирой.
В МФЦ
Пакет нужных документов уже описывался ранее, поэтому перейдем сразу к алгоритму действий:
- После погашения долга необходимо явиться в банк и подать запрос на получение накладной, на это уйдет максимум 3 дня.
- Далее нужно явиться в МФЦ, по возможности следует записаться на прием.
- Сотрудник центра проверит все подготовленные документы и заявление, если что-то не так, поможет правильно его заполнить.
- Если все хорошо, вам будет выдана расписка о принятии документов.
- По окончанию процедуры вам понадобится прийти в отделение МФЦ и получить и получить выписку, подтверждающую, что вы являетесь владельцем квартиры без каких-либо обременений.