Бывают ситуации, когда на несколько как бы отдельных многоквартирных домов уставлен 1 прибор учета ресурсов:
- Дома находятся на так называемой «сцепке» (непосредственное присоединение к сетям ресурсоснабжающей организации имеет один дом, а следующие за ним дома имеют последовательное присоединение).
- Дома входят в состав единого комплекса, у них много чего общего, помимо счётчика, либо дом состоит из блоков (реже).
Северо-Западный округ — один из самых богатых на практику
► Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.07.2019 N Ф07-5432/2019 по делу N А42-7017/2018 Удовлетворили иск о взыскании задолженности за тепловую энергию, указав, что объем тепловой энергии должен определяться на основании введенного в эксплуатацию и поверенного общедомового прибора учета, поскольку конструктивно находящийся в управлении многоквартирный дом представляет единую строительную конструкцию, хотя имеющую различные почтовые адреса:
- признаками единства МКД, как объекта оконченного строительства, могут являться единые внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения и помещения общего пользования.
- отдельная почтовая нумерация домов не является обстоятельством, безусловно свидетельствующим о том, что здания являются отдельными многоквартирными домами.
Два корпуса имели общие основные конструктивные элементы: общую несущую стену между домами, общий фундамент, ограждающие и несущие конструкции, крышу, общие внутридомовые системы водоснабжения и отопления. Подвальные помещения имели сквозной проход и оборудованы единым тепловым узлом. Исходя из этого суды пришли к выводу о том, что объем тепловой энергии должен определяться на основании единственного прибора учета.
► Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.10.2017 N Ф07-10727/2017 по делу N А42-5555/2016 Управляющая организация пыталась обязать ресурсников принять в эксплуатацию прибор учета узла коммерческого учета тепловой энергии, расположенного в многоквартирном доме.
Ей отказали:
узел учета тепловой энергии определял объем тепловой энергии, потребленной тремя отдельно стоящими зданиями, а именно двумя многоквартирными домами, а также нежилым зданием наркологического диспансера.
«При этом прибор учета, фиксирующий расход тепловой энергии в нескольких многоквартирных домах, не является общедомовым прибором учета в силу понятия, используемого в п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг N 354, согласно которому „коллективный (общедомовой) прибор учета“ — это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом…
Точка поставки тепловой энергии в многоквартирный дом должна находиться на внешней стене дома в месте соединения внутридомовой системы отопления с внешними тепловыми сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников на тепловые сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома. Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит, а также обязанности оплатить потери тепловой энергии в этих сетях».
► Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.10.2019 N Ф07-9799/2019 по делу N А56-135599/2018, засилено определением Верховного Суда РФ от 16.12.2019 N 307-ЭС19-23434 Управляющая организация управляла домами «на сцепке», начисляла по показаниям единственного счетчика. От жилищной инспекции пришло предписание считать по нормативу. Суд оценил законность такого требования и признал его правильным
(правда, не сразу — только в кассационной инстанции):
- спорный прибор учета тепловой энергии не отвечает признакам ОДПУ в отношении спорных МКД, поскольку учитывает совокупное потребление нескольких самостоятельных объектов недвижимости и не позволяет достоверно определить потребление каждого объекта отдельно.
- каждый из рассматриваемых домов индивидуален по составу и состоянию общего имущества, инженерных систем, и данный прибор учета не отражает реальное количество тепла, которое затрачено на отопление каждого дома.
- дома имеют разный класс энергоэффективности, что также говорит о невозможности равномерного распределения объемов теплопотребления.
- нет доказательств отсутствия технической возможности для оборудования каждого МКД прибором учета тепловой энергии. Наоборот, представитель ресурсоснабжающей организации в суде признал такую техническую возможность и возможность расцепления сетей.
- платы за отопление, исчисленной по нормативам, будет меньше, чем плата, начисляемая по показаниям спорного прибора учета.
► Противоположная позиция того же суда,
и тоже засилена в ВС РФ — Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.12.2019 N Ф07-15448/2019 по делу N А56-113924/2018, Определение Верховного Суда РФ от 14.04.2020 N 307-ЭС20-3509 Спор о взыскании задолженности с собственника помещения закончился в пользу управляющей организации. Дома были «на сцепке», а стороны как раз спорили о возможности применения показаний одного счетчика, если он установлен в отношении нескольких домов. Собственник настаивал на том, что при отсутствии отдельного учета по каждому дому количество потребленной тепловой энергии на нужды отопления должно определяться по нормативам потребления. Управляющая организация исходила из того, что поскольку Правилами предоставления коммунальных услуг N 354 не регламентирован порядок определения количества ресурса, отпущенного нескольким домам, учет которого в силу технологических особенностей осуществляется одним прибором учета, то
для определения объема можно использовать показания имеющегося счётчика.
И суды с такой позицией согласились.
► Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.10.2019 N Ф07-11865/2019 по делу N А42-10580/2017 Здесь тоже был спор о взыскании задолженности за теплоэнергию при наличии одного счетчика в отношении нескольких последовательно присоединенных многоквартирных домов. Правда, спорили здесь уже ТСЖ и ресурсоснабжающая организация. Товарищество хотело платить по счётчику, а ресурсники с него требовали по нормативу. Выиграло ТСЖ. Обоснование было похожим на решение из предыдущего дела, плюс добавились пункты договора теплоснабжения, в котором стороны прописали учет ресурса по прибору учета. Суды отказали ресурсоснабжающей организации во взыскании задолженности, рассчитанной по нормативам, признав правомерным определение объема тепловой энергии на основании показаний прибора учета,
допущенного в установленном порядке в эксплуатацию и имеющего неистекший срок поверки в расчетном периоде. В этом деле суд даже назначал экспертизу, чтобы узнать, есть ли техническая возможность установки прибора учета во втором доме без реконструкции, капитального ремонта существующих и (или) создания новых внутридомовых инженерных систем. Оказалось, что нет. Ещё из заключения эксперта следовало, что два многоквартирных дома
«конструктивно являются одним строением с общим фундаментом, общей внутренней несущей стеной, с общей системой теплоснабжения, отопления, водоснабжения, с одним тепловым пунктом».
► Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.07.2018 N Ф07-7043/2018 по делу N А56-66254/2017
Суды решили, что установка ОДПУ, учитывающего теплопотребление двух и более домов, не противоречит закону об энергосбережении.
Они взыскали с управляющей компании в пользу ресурсоснабжающей организации расходы на установку такого одинокого счетчика.
Суды учли, что до предъявления иска, компания не предъявляла возражений относительно прибора учета, передавала его показания и рассчитывала на основании этих показаний объем потребленной тепловой энергии.
► Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25.12.2019 N 88-2084/2019 Жителю Санкт-Петербурга отказали в иске к управляющей организации, от которой он требовал перерасчета платы, ссылаясь на то, что общедомовой прибор учета в доме отсутствует, и расход коммунальной услуги по отоплению должен определяться исходя из норматива. Дом не был оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, так как не имел самостоятельного ввода в магистральную внутриквартальную сеть, что «препятствует оборудованию индивидуального теплового пункта, находится на „сцепке“ с другими многоквартирными домами, где оборудован тепловой пункт и узел учета тепловой энергии, осуществляющий учет теплопотребления одновременно всех многоквартирных домов». Расчет платы происходил пропорционально площади расположенных «на сцепке» жилых домов, что суды посчитали законным. В решении также содержалась ссылка на письмо Жилищного комитета от 21.06.2013 N 2-1906/13, в соответствии с которым инженерная система многоквартирных домов «на сцепке» учитывается как единая инженерная система централизованного отопления многоквартирного дома, и расход тепловой энергии нескольких многоквартирных домов «на сцепке» учитывается единым на такие дома узлом учета тепловой энергии,
ввиду чего начисление потребителям платы за отопление в таких домах («на сцепке») расчет платы за тепловую энергию необходимо производить согласно показаниям одного прибора учета.
Нюансы оплаты общедомовых приборов учета
Платежная сумма не раскидывается на всех жильцов поровну. Каждая оплата показателей происходит по личным счетчикам, в зависимости от размера жилплощади с надбавками за техническое обслуживание. Коммерческие организации также оплачивают свои ОДПУ в квитанции за квартиру отдельно от всех.
Если в квитанции сумма представляется завышенной, то можно подать письменное заявление на подробное разъяснение формул подсчета и показания общих и личных счетчиков. В случае если управляющая компания отказывается предоставить информацию необходимо обратиться в прокуратуру.
Расчет нежилых помещений
При расчете расхода ресурсов необходимо включать в стоимость площади принадлежащее всем жильцам, независимо от приборов личного учета.
Формула расчета тарифа:
Ро = (Р – Р инд)*Т, где:
- Ро — количество оплаты за совместное содержание мест;
- Р — ОДПУ общего расхода;
- Ринд — количество затрат энергетических ресурсов снятых с индивидуальных учетных приборов;
- Т – тарифный размер конкретного ресурса.
В целях заинтересованности жильцов для приобретения общедомовых приборов учета государство использует тарифные надбавки к лицам, отказавших осуществлять установление ОДПУ.
Обратите внимание: помимо индивидуального потребления воды, газа и электроэнергии в квитанции включают оплату общедомового расхода. Данная система необходима для выявления протечки в трубах от организации, поставляющей ресурсы до дома.
Оплата квитанций на примере отопления
Для осуществления расчетов разработаны особые формулы в соответствии с наличием приборов учета.
Наличие оборудования | Пример расчета | Формула |
Только общедомовой прибор учета | Ежемесячно значение показателей счетчика делится на суммарную площадь всего здания. Получив потраченное на 1 кв.м. количество калорий умножаем на отопительный тариф с суммой площадей квартиры с прилегающей долей | Рi = Vд *х Si / Sоб * T, где:
|
Общедомовые и индивидуальные приборы учета | Используется при возможности развести трубы горизонтально (многоэтажки). От показаний ОДПУ на отопление вычитается суммарное показание со всех счетчиков квартир. Затем полученное значение увеличивают на долю каждой квартиры и на установленный тариф с платой за отопление. | Рi = ( Vin + Vi одн * Si / Sоб )*T), где:
|
Отсутствие в отдельной квартире личного счетчика | Показания ОДПУ снимаются со всех имеющихся в определенной квартире приборов учета, с вычетом разницы с соотношением общедомового счетчика, полученный результат делится на площадь всего дома и умножается на сумму площади и долю квартир без счетчика. Только после этого умножают на отопительную стоимость за 1 куб. м. | Рi = ( Vi + Si * ( Vд — ∑Vi ) / Sоб)xТ, где:
|
Количество ежемесячного отчисления за оказание услуги является результатом показаний формул.
Таким образом, несмотря на ряд минусов ОДПУ и принудительный характер установки, он позволяет снизить количество потребляемых ресурсов, тем самым уменьшив ежемесячные расходы многоквартирного дома.
Центральный федеральный округ
► Апелляционное определение Московского областного суда от 07.10.2013 по делу N 33-21538/2013 Суд признал незаконным представление прокурора, требующего пересчитать плату в разных корпусах, потребляющих ресурсы через один счётчик:
«жилые корпуса с учетом существующих технических особенностей устройства их системы водоснабжения и теплоснабжения представляют собой единый объект для обеспечения указанными коммунальными ресурсами, в связи с чем определение платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды исходя из существующих приборов учета нельзя признать незаконным.
Поскольку общими собраниями собственников помещений в корпусах не принято решение об установке приборов учета в каждом из корпусов, наличие существующих единых приборов учета воды и тепла обязывает общество производить начисление платы за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды, исходя из показаний
указанных приборов учета».
► Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.07.2018 N Ф05-10546/2018 по делу N А41-17904/2017 На несколько домов имелся один прибор учета электроэнергии, по оплате которой возник спор. Суд округа отправил это дело на новое рассмотрение: стороны не сошлись в объеме электроэнергии, а нижестоящие суды разобрались как-то неправильно, посчитав задолженность по счётчику. При рассмотрении надо было установить текущую схему организации учета и технологического присоединения и обоснованность применения показаний приборов учета для целей коммерческого учета. Судам стоило проверить довод ответчика о том, что прибор учета, обслуживающий одновременно два дома, не является ОДПУ в отношении каждого из них
независимо от их нахождения в управлении одной организации и осуществления энергоснабжения по одному договору. При новом рассмотрении в начислении по счётчику было отказано.
Поволжский округ
► Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.05.2019 N Ф06-44989/2019 по делу N А12-17137/2018 Стандартная история о взыскании задолженности за электроэнергию по показаниям 1 счётчика на кучу домов. Суду округа пришлось возвращать дело на новое рассмотрение:
- ОДПУ электроэнергии должен быть установлен на вводе в многоквартирный дом.
- нет доказательств принятия собственником имущества иных решений, согласования с ним другого места расположения прибора учета.
- установка одного прибора учета для определения объема поставленного коммунального ресурса в отношении нескольких многоквартирных домов законом не предусмотрена.
- таким образом, включение в договор точки поставки энергии в МКД с установкой одного ОДПУ на множество домов противоречит закону и не может служить основанием для определения объема потребления по этому прибору.
► Апелляционное определение Саратовского областного суда от 29.05.2018 по делу N 33-3382/2018 Здесь жители дома добивались и добились того, чтобы плату им начисляли по показаниям счетчика.
Прибор учета был установлен в их доме, но учитывал также потребление соседнего дома. Суд учел отсутствие технической возможности установки прибора учета в каждом доме без реконструкции существующих внутридомовых и инженерных систем, что подтверждалось актом обследования. Также он принял во внимание то, что спорный прибор учета установлен, введен в эксплуатацию, считается действующим, не признан неисправным, сроки предоставления показаний прибора не нарушаются, проверка производится своевременно; ресурсоснабжающая организация при несогласии с установленным прибором учета действий по оснащению домов отдельными счётчиками не выполнила.
Как проверяются и обслуживаются счётные устройства
Эксплуатация любых счётчиков связана с необходимостью ухода и контроля за техническим состоянием. Если техническое состояние прибора не позволяет его использовать, следует произвести замену аппарата. Данное условие касается и общедомовых счётчиков.
Расходы за выполнение указанных работ распределяются между жильцами МКД, а организационные действия – на управляющую компанию. Установка, обслуживание и замена ОДПУ требует от исполнителя наличия разрешительной документации. Управляющая компания подбирает организацию, обладающую соответствующими лицензиями, и оформляет договора на выполнение указанных работ.
Выполненные работы оформляются соответствующими актами, фиксирующими закрытые исполнителю объёмы. При проведении проверки в акте отмечаются выявленные неисправности, требующие устранения. Акт подписывает уполномоченный представитель организации-исполнителя и с другой стороны – должностное лицо управляющей компании.
Необходимость установки общедомовых приборов учёта не вызывает сомнений. Жильцы должны ответственно подойти к принятию решения о необходимости применения ОДПУ, что позволит фиксировать объём ресурсов, затраченных на содержание общедомового имущества и минимизировать расходы на их оплату.
Северо-Кавказский округ
► Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.02.2020 N Ф08-8729/2018 по делу N А53-21291/2017 Также рассматривался спор о взыскании задолженности, и ее сумма была скорректирована с учетом неправомерности использования показаний прибора учета, установленного на множество домиков:
«Апелляционный суд правомерно суд отклонил довод заявителя о том, что дома по спорным адресам являются комплексом зданий, которые выступают в качестве одного объекта и подлежат оборудованию одним прибором учета, как не соответствующий материалам дела. Из представленных технических паспортов и справок МУПТиОН следует, что литеры имеют самостоятельные площади мест общего пользования. В отношении некоторых литеров указано, что места общего пользования отсутствуют».
Как рассчитываются тарифы по ОДПУ
Кроме расхода ресурсов, потреблённых непосредственно для обеспечения квартир и учтённых индивидуальными счётчиками, в любых домах имеются места, используемые всеми жильцами – помещений для хранения инвентаря, колясок, коридоров, лестничных клеток и других.
Рекомендуем: Как правильно рассчитать оплату за газ
Общедомовые аппараты по контролю использованных ресурсов позволяют рассчитать показатели расхода на содержание таких помещений и размер необходимой оплаты.
Для расчёта таких затрат применяется следующая формула:
Ро = (Р – Ринд)×Т,
в которой:
- Ро – расчётная величина оплаты за содержание мест общего пользования;
- Р – общий расход, определённый ОДПУ;
- Ринд – суммарный расход энергоресурсов по итогам показаний индивидуальных приборов учёта;
- Т – размер тарифа за соответствующие ресурсы.
Чтобы заинтересовать жильцов в приобретении и применении ОДПУ, государством в дополнение к тарифам предусмотрено использование повышающих коэффициентов, назначаемых для жителей домов, в которых не установлены общедомовые счётчики.
Восточно-Сибирский округ
► Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.03.2020 N Ф02-842/2020 по делу N А10-7508/2018 Жилищная инспекция выдала предписание ресурсоснабжающей организации обеспечить в доме из 4 секций (блоков) ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии. Ресурсоснабжающая организация упиралась, ссылаясь на «невозможность ввода в эксплуатацию ОДПУ в связи с тем, что спорное строение, состоящее из четырех секций, не является единым многоквартирным домом; блоки представляют собой отдельно стоящие таунхаусы, технически не связаны между собой».
По мнению организации, у каждого блока
«есть свой отдельный ввод, следовательно, независимая система отопления; возможна их отдельная эксплуатация».
Однако суды поддержали позицию инспекции о единстве секций многоквартирного дома как объекта коммунального снабжения. Они учли отсутствие доказательств того, что спорная система отопления состоит из четырех обособленных систем отопления. Из представленной схемы следовало, что тепловая энергия поступает через один ввод (элеваторный узел в отдельно стоящей тепловой камере),
далее инженерная система разветвляется сначала на две ветви, одна из которых пролегает к блоку А, а вторая разветвляется еще на 3 ветви, ведущей к блокам Б, В и Г. Дальше суды предложили организации поставить вместо одного счетчика несколько, если она так сильно настаивает на обособленности систем отопления.
Кто должен оплачивать установку ОДПУ
За чей счет оплачивается установка ОДПУ в многоквартирных домах? Фото № 2
Исходя из представленной ранее информации, стало понятно, что все расходы на установку ОДПУ возложены на собственника жилья. В том случае, когда дом частный – ситуация крайне проста: его должен обратиться в соответствующие компании с целью организовать установку необходимых счетчиков, а после осуществления работ оплатить их.
Однако что делать жителям многоквартирных домов?
В данной ситуации вопросы оплаты и установки ОДПУ решаются в несколько ином варианте. Во-первых, каждый собственник отдельной квартиры (или несколько собственников) обязуется оплатить и организовать установку счетчиков именно для своего жилья. Такая практика является индивидуальной и осуществляется с целью учета потребления ресурсов в конкретном жилище.
Во-вторых, необходимо поставить о том, согласны ли все жильцы многоквартирного дома осуществить установку общего счетчика. Подобная практика не обязательна, однако после ее осуществления все жильцы дома получат ряд привилегий:
- полный контроль соответствия ресурсов норме;
- полный контроль наличия каких-либо утечек в общедомовом масштабе;
- предотвращение потенциальных проблем, связанных с утечками и прочими недочетами с ЖКУ в общедомовом масштабе;
- возможность существенно сэкономить на ресурсах.
Оплата установки ОДПУ в многоквартирных домах осуществляется от лица всех собственников жилья по предварительному сговору и общему сбору необходимых средств.