Регистрация договора аренды недвижимого имущества

О чём говорится в законе?

Надо ли регистрировать сделку? Обязательство регистрации договора найма жилого помещения между физическими лицами прописано в ст. 674 ГК РФ.

В законе сказано следующее:

  • соглашение о найме квартиры должно быть составлено в письменной форме (о том, в какой форме составляется документ и какие документы нужны для его оформления, говорится здесь);
  • заключение сделки на срок более 1 года влечет за собой возникновение обременения правом владения недвижимостью;
  • соглашение, составленное на срок более года, повлекшее за собой ограничение прав собственности, подлежит обязательной регистрации.

ВАЖНО: Таким образом, договор найма, занесенный в реестр сделок с недвижимостью, ограничивает владельца в правах на пользование жильем, а нанимателя, напротив, наделяет рядом прав.

Порядок действий

Чтобы зарегистрировать договор найма, необходимо обратиться в специальное государственное учреждение — Росреестр. Указанное учреждение является федеральным органом исполнительной власти. Основными задачами данной организации является ведение кадастрового учета недвижимости. При оформлении данного учета фиксируются все сделки, проводимые с жилыми и нежилыми помещениями.

Обратиться за регистрацией договора найма квартиры можно лично, подав документы в Росреестр или подать бумаги через многофункциональный центр. Вправе начать процедуру государственной регистрации лицо, подписавшее соглашение. В качестве данного лица могут выступать некие граждане, например, собственник или квартиросъемщик. В соответствии с нашим законодательством, могут обратиться в государственное учреждение третьи лица. Для их обращения требуется предоставить доверенность, свидетельствующую об их правомерных действиях. Подобный доверительный акт подлежит обязательному нотариальному заверению.

Порядок регистрации договора найма недвижимости выглядит следующим образом:

  • подготовка определенного перечня документов;
  • подача собранных бумаг в одно из государственных учреждений — Росреестр или многофункциональный центр. Документы можно направить несколькими способами — лично принести в государственное учреждение, отправить через почту заказным письмом, направить бумаги через интернет;
  • получение бумаг после проведения процедуры регистрации.

После регистрации договора найма жилого помещения, собственник жилья обязан составить налоговую декларацию, затем подать ее в налоговое учреждение и оплатить НДФЛ.

Необходимые документы

Чтобы зарегистрировать договор найма квартиры в Росреестре, необходимо собрать пакет определенной документации.

Список документов для регистрации договора найма:

  • контракт аренды. Данный акт должен быть представлен в трех экземплярах. Один для арендатора, второй для регистрационного учреждения и третий остается у собственника;
  • заявление установленного образца;
  • бумаги, свидетельствующие о правах собственности наймодателя;
  • правоустанавливающие бумаги, например, контракт купли-продажи, акт о праве на наследство и иная документация;
  • справки из БТИ. Например, технический паспорт;
  • удостоверение личности физического лица, а если в качестве арендатора юридическое лицо, то представляются учредительные документы организации;
  • согласие супруги(а) собственника. Данное письменное согласие необходимо, если жилое помещение было приобретено в период официальных брачных отношений, которое, по закону, признается совместно нажитым имуществом;
  • доверенность, имеющая заверение нотариальной конторы. Данный документ подлежит предоставлению в Росреестр или МФЦ, если бумаги подает представитель арендатора;
  • квитанция об уплаченной государственной пошлине.

Описанный выше пакет документов подается вместе с заявлением. Чтобы уполномоченные лица государственного учреждения приняли договор найма на регистрацию, необходимо правильно оформить заявление.

Содержание заявления:

  • название организации, в которую оно подается;
  • адрес регистрационного учреждения;
  • данные о заявителе (арендаторе или наймодателе) — фамилия, имя, отчество, адрес, телефон, контактный адрес электронной почты;
  • оглавление заявления;
  • суть прошения;
  • перечень приложений, прилагаемых к заявлению. Важно указать весь список поданной документации;
  • дата оформления;
  • подпись гражданина, составившего заявление.

заявления можно здесь. На основании представленного примера будет легче составить свое прошение о регистрации договора найма квартиры.

Между физическими лицами

Обязательность осуществления процедуры регистрации договора найма квартиры между физическими лицами обуславливается положениями некоторых законодательных актов РФ. В соответствии с нормами законов, физическим лицам обязательно регистрировать договора найма в следующих случаях:

  • если в договоре найма срок временного пользования жилым помещением составляет более одного года (12 месяцев);
  • если арендатор, предоставляя в аренду жилое помещение, имеет прибыль, которая превышает в сумме 10 МРОТ.

Процедура регистрации договора аренды жилого помещения между физическими лицами не отличается от ситуации, когда в качестве одного из участников сделки выступает юридическое лицо.

Если физическое лицо не регистрирует в специальных государственных органах соглашение о найме недвижимости, то могут возникнуть последствия. В ходе судебного разбирательства заключенный договор найма квартиры может быть признан недействительным.

Ознакомиться с условиями договора можно тут.

Где делать?

Прохождение регистрации возможно:

  • напрямую в Росреестре;
  • через МФЦ.

Подать документы и заявление можно также в режиме онлайн через портал Госуслуги. Для этого потребуется заранее отсканировать копии документов, чтобы направить их по интернету в регистрирующий орган.

ВНИМАНИЕ: Срок прохождения процедуры составляет 7 рабочих дней. Итогом регистрации является выдача заявителю выписки из ЕГРН с регистрационной отметкой.

Порядок регистрации договора аренды жилья между физическими лицами

Государственная регистрация заключенного договора осуществляется в течение пяти рабочих дней с момента подачи заявления в Росреестр. После расторжения соглашения в связи с окончанием срока его действия или по инициативе одной из сторон, необходимо представить в регистрирующий орган документы, подтверждающие данный факт.

  • дату его составления;
  • паспортные данные сторон;
  • сведения о предмете договора – адрес и иные характеристики жилого помещения;
  • срок найма;
  • размер арендной платы;
  • порядок оплаты коммунальных и иных услуг;
  • сведения о задатке (при условии его внесения);
  • права и обязанности сторон;
  • в том случае, если квартира сдается вместе с мебелью, бытовой техникой и т.п., опись предоставленного в пользование имущества;
  • подписи сторон.

26 Дек 2020 uristland 234
Поделитесь записью

    Похожие записи
  • Нотариальное соглашение о выплате алиментов
  • Что Изменится Для Работающих Пенсионеров В 2020 Году
  • Свидетельство о регистрации на квартиру образец
  • Какие Документы Нужны Для Выхода В Декретный Отпуск

Оплата госпошлины

Внесение сведений о факте заключения договора и обременения помещения третьими лицами требует уплаты пошлины (НК РФ ст.333.33, п.1):

  • для физических лиц – 2 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – 22 тыс. рублей.

Если документы подаются онлайн через Госуслуги, то оплатить пошлину можно безналичным способом через портал. При прохождении процедуры лично в Росреестре, потребуется сначала оплатить пошлину, а потом уже подавать заявление и бумаги. Без чека об оплате сотрудник органа не примет документы.

Всем, кто собирается заключать такую сделку, как договор найма жилого помещения, мы советуем прочитать и другие материалы, собранные на нашем сайте:

  • Особенности заключения договора найма для жилья частного фонда.
  • Расторжение договора и составление соглашения.
  • Грамотное составление договора найма.
  • Приложения к договору найма жилья.

Договор аренды жилого помещения регистрация в росреестре

Документы для регистрации договора аренды помещения в Росреестре различаются по своему составу в зависимости от того, кто является стороной сделки (физические или юридические лица), а также от того, какой объект передается в аренду (жилое или нежилое помещение). Договор аренды нежилого помещения, заключенный на срок более года, подлежит регистрации в Росреестре в любом случае. Что касается договора аренды жилого помещения, заключенного на длительный срок, то здесь есть особенности. Если договор аренды квартиры заключен между физическими лицами, не для целей предпринимательской деятельности, то это будет договор имущественного найма и регистрации он не подлежит.

  • непосредственно в отделение Росреестра или через МФЦ (независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра) либо уполномоченному лицу Росреестра при выездном приеме;
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
  • в форме электронных документов через Интернет, например посредством официального сайта Росреестра.

Интересно почитать: Сколько действует выписка из егрн 2020

Особенности

В соответствии со ст. 674 ГК РФ, соглашение между собственником помещения и жильцом регистрируется только в том случае, если оно заключено на срок не менее 12 месяцев. Многие владельцы используют эту лазейку в законе в личных целях: намеренно заключают договор на срок меньше 1 года, а потом продлевают его.

Это дает возможность избежать регистрации документа и сэкономить деньги. Кроме того, отсутствие регистрации позволяет владельцам квартир оставаться незамеченными налоговой службой. Регистрация найма недвижимости – процедура обязательная, если соглашение было подписано на срок более года.

Заключение договора на срок больше 12 месяцев целесообразно только в том случае, если сдается дорогое жилье с ценным имуществом, или собственник квартиры проживает в другом городе и ему необходимы дополнительные гарантии безопасности сделки. Теперь вы знаете, нужно ли регистрировать договор найма жилого помещения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Договор найма — общие сведения

Наем жилых помещений для проживания регулируется Гражданским и Жилищным кодексом РФ.

ГК РФ гласит: » Под договором найма подразумевается предоставление одним человеком другому в долгосрочное пользование квартиры или комнаты в доме. В качестве обеих сторон соглашения должны выступать физические лица (если кто-либо является юр. лицом, то для эксплуатации помещения надо заключать договор аренды, а не найма).»


Наниматель будет использовать помещение для проживания, а собственник за оказание услуги получит определенное денежное вознаграждение. Для определения размера денежного вознаграждения используется торг, а оплачивать пребывание в квартире наниматель должен каждый месяц (за исключением случаев, когда договор по найму подразумевает другой порядок уплаты всех необходимых платежей), а сдавать жилье можно на срок до 5 лет.

Под контрактом найма понимается специальное письменное соглашение, которое содержит основные пункты сделки. В таком договоре обязательно должны содержаться следующие сведения — имена сторон, контактные данные, размер ежемесячного платежа, сроки проживания и так далее. Объектом контракта найма может выступать дом, квартира, изолированное помещение или какое-либо другое недвижимое имущество. Квартира должна соответствовать всем эксплуатационным требованиям, а сдавать в аренду жилье, которое находится в аварийном состоянии, запрещается.


Юридические последствия контракта найма следующие:
  • Нотариальная регистрация. Регистрировать контракт у нотариуса можно только по желанию сторон, а бумага без оформления обладает юридической силой, как и документ с нотариальной печатью (фактически такая процедура нужна только для того, чтобы обе стороны смогли убедиться, что в договоре отсутствуют спорные моменты).
  • Регистрация договора найма жилого помещения. В случае оформления договора найма государственная регистрация нужна, если сделка заключается на срок более 1 года (такой найм называют долгосрочным). Если же квартира сдается на меньший срок (такой наем называют краткосрочным), то в таком случае соглашение регистрации не подлежит. Регистрируется сделка в Росреестре.
  • Налоговые обязательства. После подписания договора собственник обязывается уплачивать налог на прибыль, которую он получит в результате сдачи жилья в аренду.

Обратите внимание! Если в контракте найма не указан срок сдачи жилья в аренду, то предполагается, что жилье сдается на 5 лет, а в таком случае договор необходимо зарегистрировать.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: