В Госдуме поддерживают перерасчет тарифов ЖКХ из-за теплой зимы
Депутаты Государственной Думы поддержали перерасчет стоимости отопления в ряде регионов Российской Федерации из-за аномально теплой зимы. Об этом сообщают «Известия».
Первый заместитель председателя фракции «Единой России» Андрей Исаев заявил, что решение сделать перерасчет — правильное, однако нельзя распространять его на всю страну — погода в разных регионах отличалась. Однако в областях, где температура сильно превышала климатические нормы, перерасчет будет справедливым.
Депутат от КПРФ Валентин Шурчанов полагает, что россияне, живущие в домах без общедомовых счетчиков, не должны переплачивать за отопление в теплую зиму. Особенно, отметил парламентарий, когда
в среднем по России на оплату коммунальных расходов уходит до 20% семейного бюджета — из-за невысоких доходов населения.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский в свою очередь подчеркнул, что попросил Минстрой отменить летнюю индексацию тарифов. «Раз в этом году управляющие компании сэкономили на газе, то мы можем помочь сэкономить и нашим гражданам», — отметил глава либерал-демократов.
Первый зампред думской фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов убежден, что влияние теплой зимы нужно обязательно учесть при расчете платежей — однако главным фактором ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве не является погода.
1 марта в Минстрое рассказали «Известиям», что в России могут пересмотреть стоимость отопления в связи с аномальной теплой зимой. На снижение стоимости услуг могут рассчитывать жители российских регионов, в которых платежи за ЖКХ вносятся небольшими частями в течение года, а не по общедомовым счетчикам.
«В случае теплой зимы вся переплата учитывается при ежегодной корректировке по показаниям счетчика», — добавили в министерстве.
В Москве сумма экономии в определенные месяцы может составить порядка 200 рублей. Заместитель мэра Москвы во вопросам ЖКХ Петр Бирюков говорил ранее, что аномально теплая зима позволила израсходовать на 20% меньше тепла и газа в сравнении с обычными показателями.
Тема платежей за услуги ЖКХ волнует россиян — в конце февраля министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Владимир Якушев заявил «Известиям», что лишать коммунальных услуг россиян за неуплату — это крайняя мера воздействия на людей.
По его данным, сейчас общая задолженность по услугам ЖКХ в России составляет более 570 млрд рублей. Чтобы уйти от этой цифры, нужны «цивилизованные методы». В частности, разъяснять людям, почему важно оплачивать отопление, электричество и горячую воду.
«Услуга получена, и она должна быть вовремя оплачена», — объяснил министр. Он также констатировал, что из-за неплательщиков страдают другие люди. Например, нельзя отключать в многоквартирных домах должника от ресурсов, так как это повлияет на его соседей. Он призвал урегулировать процесс, добавив, что не сторонник «репрессивных мер», так как понимает, что ситуации в жизни бывают разными.
«Те, кто платит добропорядочно, ни в коем случае в этой ситуации не должны страдать. Это моя жесткая позиция», — подчеркнул Якушев.
Синоптики всю зиму 2019-2020 называют ее «розовой» и «вишневой» — из-за цвета метеорологической карты, связанного с аномальным потеплением. За почти полтора столетия истории метеорологических наблюдений в Москве было зафиксировано всего семь «вишневых» зим. Самая теплая пришлась на начало 1960-х годов. Синоптики полагают, что в будущем зимы будут теплеть.
Жителям региона напомнили о регулировании тарифов на услуги ЖКХ в Подмосковье
В Подмосковье с 1 июля повысятся тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства, средний индекс роста платы граждан за коммунальные услуги в регионе составляет 4% и не превышает уровня инфляции, сообщает пресс-служба Комитета по ценам и тарифам Московской области.
«Ежегодное повышение цен (тарифов) ресурсоснабжающих организаций происходит в соответствии с основными параметрами социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год. Для Московской области с 1 июля 2020 года установлен средний индекс роста платы граждан за коммунальные услуги – 4,0%. Уже четвертый год подряд средний рост платы граждан за коммунальные услуги не превышает уровня инфляции. Будем сохранять данную тенденцию и в последующие годы», – сказала руководитель комитета по ценам и тарифам Московской области Наталья Ушакова, которую цитирует пресс-слжуба.
Она пояснила, что, согласно закону, размер платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение, газо- и электроснабжение) регулируется государством. Тарифы на коммунальные ресурсы устанавливают и утверждают региональные органы государственной власти, в Московской области – комитет по ценам и тарифам.
Плату за содержание жилого помещения собственников в многоквартирном доме государство не регулирует, ее определяют собственники жилых помещений на общем собрании в зависимости от конструктивных особенностей многоквартирного дома, степени физического износа и технического состояния общего имущества, поясняется в материале.
По словам Ушаковой, информация об утвержденных ценах (тарифах) для ресурсоснабжающих организаций размещена в свободном доступе на официальном сайте Мособлкомцен. В то же время организации коммунального комплекса и субъекты естественных монополий обязаны размещать в свободном доступе информацию о своей деятельности и о ценах (тарифах) на регулируемые товары и услуги и надбавках к этим ценам, об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности.
«Комитет по ценам и тарифам Московской области осуществляет постоянный контроль стандартов раскрытия информации регулируемыми организациями в целях исключения экономически необоснованных затрат, недопущения нецелевого использования инвестиционных ресурсов, включаемых в тарифы», – подчеркнула Ушакова.
Она добавила, что разница в тарифах ЖКХ в различных муниципалитетах Подмосковья связана c их неоднородностью: с количеством населения, протяженностью сетей, их изношенностью и, как следствие, размером затрат на их содержание. Кроме того, при установлении тарифов существенное значение имеют особенности технологического процесса производства и транспортировки коммунальных ресурсов, а также разница в объемах их реализации.
С целью перехода к единым тарифам в коммунальной сфере в муниципалитетах создаются единые гарантирующие организации в сфере водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, которые предоставляют населению услуги высокого качества по экономически обоснованным тарифам, установленным на едином уровне для городского округа или муниципального района.
«Проверить расчет платежа и при выявлении нарушений применить меры административного воздействия имеет право Государственная жилищная инспекция Московской области. Мы в рамках своих контрольных полномочий – в случаях использования неустановленных тарифов или их завышения – применяем штрафные санкции непосредственно к организациям», – заключила Ушакова.
Подорожание коммунальных услуг в Подмосковье: как изменятся тарифы в июле 2018 года>>
Перечень работ и услуг обязателен
Разделом 3 Стандарта управления предусмотрена обязанность управляющих предоставлять собственникам проект перечня услуг и работ для утверждения его собственниками.
Также в целях подтверждения необходимости оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных проектом перечня услуг и работ, управляющая организация, товарищество или кооператив по требованию собственников помещений в многоквартирном доме обязаны представить акт обследования технического состояния многоквартирного дома, а также иные документы, содержащие сведения о выявленных дефектах (неисправностях, повреждениях), и при необходимости — заключения экспертных организаций.
В итоге если управляющая предоставила вам расчет без указания конкретных работ, то запрашиваем проект перечня работ и услуг, а также акты осмотра, из которых будет явствовать необходимость выполнения тех или иных работ, наличия дефектов общего имущества и т.д.
Будет полезна статья: Кто отвечает за протечки фундамента, стен в подвальные помещения
Как формируются тарифы?
Что представляет собой система формирования тарифов на услуги ЖКХ? Тарифы управляющей компании — что это?
Ежедневно каждый из нас пользуется услугами, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни. К таким благам человечества можно отнести использование электроэнергии, водоснабжения, канализации, уборки, благоустройство территорий, прилегающих к дому, ремонт строения, в котором мы проживаем.
Каждый вид работы измеряется в определённых единицах. Каждая единица услуг имеет стоимость, именно эта единица и является тарифом. Таким образом, тариф — это система ставок оплаты за определённую услугу.
Разовые услуги сервиса
Услуга | Стоимость руб. | Описание услуги |
Первичное внедрение | ||
Внедряем сами | 5 000 | Для всех предприятий, в случае только превичной подготовки системы и заключения договора. Дальнейшая работа самостоятельно, через интерфейс системы. самостоятельное обучение по инструкциям и видеоматериалам в сервисе |
Внедряем с нашей помощью | 25 000 | ТСЖ, ЖСК, прочие маленькие УК до 1000 Л/С. В услугу входит первичная настройка, наполнение из предоставленных по форме структурированных данных. Выполняется удаленно, через Интернет |
Комплексное внедрение для небольших организаций ЖКХ | от 200 000 | Поставщики ресурсов и услуг, расчетные центры имеющие до 15 000 Л/С. В услугу входит первичная настройка, наполнение из предоставленных по форме структурированных данных. Включает выезд специалистов. |
Комплексное внедрение для больших организаций ЖКХ | от 300 000 | Поставщики ресурсов и услуг, расчетные центры имеющие более 15 000 Л/С. В услугу входит первичная настройка, наполнение из предоставленных по форме структурированных данных. Включает выезд специалистов. |
Комплексное внедрение для больших организаций ЖКХ | от 500 000 | Поставщики ресурсов и услуг, расчетные центры имеющие более 100 000 Л/С. В услугу входит первичная настройка, наполнение из предоставленных по форме структурированных данных. Включает выезд специалистов. |
Выезд специалистов на объекты заказчика | от 3 500 | Выезд одного специалиста. |
Подключение платежных сервисов банков, терминалов… | 5 000 | За 1 (один) сервис. |
Разработка индивидуального ЕПД (Единого Платежного Документа (квитанция)) | от 5000 | Договорная услуга, возможно разработка нового варианта ЕПД, или не значительное изменение существующего. |
Работы по регистрации индивидуального сертификата SSL | 3 000 | За 1 сертификат. Установка и настройка с ним сервиса. |
Подключение к ГИС ЖКХ | 5 000 | Заказчик делигирует права на выгрузку данных в ЛК ГИС ЖКХ. |
Выгрузка данных из старой базы данных, написание конвертора данных. | Договорная | Зависит от качества информации в базе данных, наличия описания полей базы данных. Может выполняться сторонними подрядчиками. |
Информационая поддержка, консультирование | нет | Консультирование по функция и работе системы, по изменениям функций после обновлений. Предоставляется в рамках абонентской платы за услуги сервиса. При условии консультации 1 (одного сотрудника), или участника мастер группы. |
Техническая поддержка | нет | Предоставляется в рамках абонентской платы за услуги сервиса. |
Наталья Чернышева: «Повышение тарифов ЖКХ может подкосить отрасль снижением собираемости платежей»
А в Минстрое при этом обсуждается важная проблема: заваривание мусоропроводов в многоквартирных домах
Тарифы ЖКХ в России все-таки повышаются с 1 июля 2020 года в среднем на 4 процента: инициатива об отмене индексации, поступившая ранее в Минстрой, не получила одобрение. Меж тем, по словам заместителя министра строительства и ЖКХ Максима Егорова, за время коронавирусных ограничений жилищно-коммунальные предприятия недополучили порядка 70–80 миллиардов рублей. Причина в снижении собираемости платежей, которое эксперты связывают с ухудшением материального положения людей и отменой штрафных санкций за несвоевременную оплату. По оценкам специалистов НП «ЖКХ Контроль», в апреле уровень собираемости платежей за услуги комплекса упал на 30–40 процентов.
Разумно ли в такой ситуации повышать тарифы? Об этом, а также о многих других аспектах проблемы корреспонденту «Московской газеты» рассказала директор АНО «Организация народного контроля» Наталья Чернышева.
— Наталья Юрьевна, приведет ли повышение тарифов к дополнительным денежным поступлениям в отрасль?
— Не факт! Если собираемость платежей снизилась, по самым оптимистичным прогнозам, на 30–40 процентов, то как может спасти ситуацию повышение тарифов на 4 процента? А ведь есть и более пессимистичные предположения о падении собираемости платежей: я видела цифру 63 процента и даже до 90 процентов. И тут возникает вопрос: если множество людей по известным причинам оказались в тяжелом финансовом положении, каким образом повышение тарифов заставит их оплачивать услуги ЖКХ аккуратнее? Им сложно платить хоть по низким тарифам, хоть по высоким. Поэтому я предполагаю, что индексация тарифов с 1 июля 2020 года может лишь еще более снизить собираемость платежей.
Ситуацию может усугубить возвращение взносов на капремонт — они были отменены на три месяца, и о продлении этого решения лично я ничего не слышала. Если это произойдет, платежка «потяжелеет» еще на 1-2 тысячи рублей, причем в тот период, когда людям и так тяжело платить.
— Была ли альтернатива индексации тарифов как средству финансовой реанимации предприятий сферы ЖКХ?
— Я считаю, что для повышения платежной дисциплины лучше действовать не кнутом, а пряником. Например, можно ввести стимулирующие государственные субсидии для исправных плательщиков. Для всех, независимо от уровня семейного дохода. Практика показала, что снижение суммы в платежке способствует увеличению собираемости платежей: увидев сниженные суммы в счетах за ЖКХ, даже те граждане, которые изначально планировали отложить оплату, тем не менее, заплатили вовремя.
— Это потребует дополнительных расходов государственной казны, причем немалых. Бюджет не треснет?
— Потребует. Однако, мне кажется, государство, которое называет себя социальным, не должно перекладывать все расходы на граждан, особенно в тяжелой экономической ситуации. Мы все понимаем, что тарифы проиндексировали не от хорошей жизни, но ведь должно же при этом оцениваться экономическое самочувствие и платежеспособность населения. В конце концов, должен быть прогноз результата, но ведь пока поступающие данные говорят о том, что проблема неплатежей не решается повышением тарифов.
— Неужели в Минстрое не задумываются над этой ситуацией?
— Не могу сказать. Но знаю точно, что в Минстрое задумываются над тем, чтобы заварить мусоропроводы в подъездах, а новые дома строить вообще без мусоропроводов…
— Разве вопрос функционирования мусоропровода в многоквартирном доме — уровень федерального министерства, а не общего собрания собственников МКД?
— И тем не менее, в федеральном министерстве всерьез обсуждают инициативу ряда общественников о консервации мусоропроводов в жилых домах. Необходимость заварить мусоропроводы объясняют неприятными запахами, возможной антисанитарией и опасностью пожаров. Еще один довольно странный аргумент — невозможность раздельного сбора мусора, если дом оборудован мусоропроводом. У нас есть много домов, в первую очередь пятиэтажек, в которых отсутствует мусоропровод, но людей, к сожалению, это пока никак не мотивирует делить мусор на несколько категорий и выносить несколько вёдер.
Однако в аппарате правительства инициативу поддержали, и Минстрой должен к 1 августа 2020 года оценить возможность перевести мусоропровод в число необязательных элементов многоквартирного дома. Надеюсь все-таки, что такое радикальное решение не будет принято, ведь для начала надо провести ряд экспериментов. Но что-то мне подсказывает, что пока результаты могут указать только на нецелесообразность подобных мер. И если у жителей проблемы с мусоропроводом — это не повод его заваривать совсем.
— Существуют же нормы содержания мусоропровода в МКД…
— Конечно. За этим должна следить управляющая организация: промывать раз в неделю, чистить. Насчет раздельного сбора мусора: интересно, с чего кто-то решил, что мусор из общих мусоропроводов нельзя отсортировать и переработать? Можно, и еще как! Только это должно делаться централизованно, на мусороперерабатывающих заводах, а не на мусоросжигательных. Если уж заббалины (сборщики мусора) в Каире могут вручную отсортировать на переработку более 85 процентов мусора, поступающего со всего Каира и окрестностей, то уж на специальных заводах это еще проще сделать. Или, например, свалка Ла Чурека около Манагуа — там несчастные люди живут прямо на этой свалке и сортируют. К счастью, недавно там рядом выстроили мусороперерабатывающий завод, и многие со свалки перебрались туда на нормальную работу.
— Но ведь надо же как-то приучать людей к раздельному сбору мусора.
— Надо, только не такими способами. Любой нормальный человек, когда его будут заставлять таким варварским методом, просто вынесет все, в одну кучу скинет и еще утрамбует! И будет прав в какой-то мере, потому что меры мотивации должны быть другими. Как мне представляется — пряник, а не кнут. Думаю, приучать людей к раздельному сбору мусора нужно с детства, возможно, применять какие-то поощрительные меры материального характера. Какие, в каком объеме — вопрос дискуссионный. А завариванием мусоропровода проблему можно только усугубить, но ни в коем случае не решить.
Нижегородские тарифы отказались замораживать по причине их отмороженности
Инициаторами кляузы на региональные власти в Генпрокуратуру выступили депутаты Госдумы Валерий Рашкин и Сергей Обухов. По их словам, необоснованный рост тарифов за ЖКУ зафиксирован в 25 регионах. Более того, согласно официальным данным, счета за общедомовые нужды увеличились сразу в 10 раз.
Нижегородское ЖКХ грустить не собирается
«Просим вас в рамках вашей компетенции провести проверку законности и обоснованности повышения цен на коммунальные услуги ресурсоснабжающими организациями, соблюдения при этом прав неопределенного круга потребителей названных услуг, а также соответствия указанных действий организаций ЖКХ антимонопольному законодательству», – написано в обращении депутатов. Помимо этого, там приведены мнения сторонних экспертов, которые констатировали порочную практику, когда ресурсоснабжающие организации перекладывают на население собственные потери, вызванные неэффективным управлением предприятий.
«Важно отдельно отметить необходимость проверки субъектов естественных монополий в сфере ЖКХ, организаций коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ осуществляется регулирование цен, а также иных организаций отрасли на предмет достижения соглашения, приводящего к установлению и поддержанию высоких цен на коммунальные услуги», – подчеркнул Валерий Рашкин.
В Нижегородской области, где уже выдержали осаду КПРФ, заявляют, что подобные предложения носят предвыборный характер, а прежние «заморозки», случившиеся в 1995-1997 годах, настолько отморозили региональную экономику, что она до сих пор не может прийти в себя.
«Волюнтаристские заявления многих глав, желание стать хорошими перед гражданами и не поднимать тариф привели к тому, что на эти территории сегодня не идут инвесторы, сектор ЖКХ не развивается. Потому что инструментария для выполнения качественной работы нет», – привел уроки прошлого вице-спикер ОЗС Александр Табачников, очевидно, забыв, о недавних обещаниях «Единой России», членом которой он является, следить за ростом тарифов.
Александр Табачников хочет новых повышений
Пока же они, утверждает второй вице-спикер регионального парламента Владислав Егоров, ведут себя бесконтрольно.
«Тарифы на услуги ЖКХ растут ежегодно, а качество этих услуг не улучшается. При этом власть приостанавливает индексацию социальных выплат и пособий. На период кризиса мы предложили установить мораторий на увеличение тарифов на услуги ЖКХ, разобраться с ценообразованием этих тарифов, потому что мы имеем решение ФАС России о том, что Региональная служба по тарифам Нижегородской области устанавливала экономически необоснованные тарифы на электроэнергию». – возмутился Владислав Егоров и потребовал проверить деятельность региональных сервисных компаний. В первую очередь – «ТНС-энерго», которая зимой 2020 году уже попадала под прицел «Общероссийского народного фронта».
«Дело в том, что средства, заложенные в тариф, тратятся не на обновление и закупку нового оборудование, ремонт сетей, а на другие цели, – отметил заместитель председателя ОЗС. – Только потратила порядка 30 миллионов рублей, заложенные в энерготариф, на билинговые услуги. Поэтому за время действия моратория нужно провести проверку обоснованности тарифов на электроэнергию и другие услуг ЖКХ».
Но оппозицию не услышали. Партия власти в региональном парламенте к отпору подготовилась хорошо и представила даже мнение профсоюзов. Организация, которая борется за права простых людей, внезапно высказалась против «заморозки» тарифов на жилищно-коммунальные , – шутили некоторые парламентарии и разводили руками. Губернатор Валерий Шанцев тоже высказался против, хотя обезопасил непопулярное решение призывов подумать о самых бедных.
«Мы не сможем это сделать, даже если очень захотим. Это не в наших силах. Нужно говорить о социальной защите тех, кто по экономически обоснованным тарифам не может платить. Если у нас будут экономически необоснованные тарифы, мы никогда не получим в жилищно-коммунальном хозяйстве нужного качества работы», – пояснил глава региона.
Валерий Шанцев обещает соцзащиту
Не остались без защиты и ресурсники, которые на протяжении пяти последних лет поддерживают любимую хоккейную команду губернатора «Торпедо»: «Владельцам ресурсоснабжающих организаций должно быть выгодно заниматься этим бизнесом, в противном случае их место могут занять непрофессионалы в этой сфере».
В итоге против инициативы КПРФ 27 депутатов, 11 – за, 5 — воздержались. Политтехнолог Роман Амбарцумян назвал последнее заседание ОЗС спором популистов и прагматиков-реалистов. По его словам, рост тарифов фактически равен уровню инфляции, и эта величина не может покрыть колоссальные издержки жилищно-коммунального хозяйства.
«В одной только теплоэнергетике уровень износа труб в разных районах колеблется от 60 до 85 процентов. У нас в большинстве котельных до сих пор стоят задвижки времен СССР, прослужившие 30-35 лет и давным-давно выработавшие свой ресурс, – уверен Амбарцумян. – Если будет заморозка тарифов, мы получим зимы, в которые будет такое количество разрывов, что произойдет катастрофа, за которую будет отвечать реальная власть. Популистски можно заявлять что угодно. 99 процентов населения поддержит заморозку, кроме тех, кто работает в теплоэнергетике».
Нижегородцы против роста тарифов, а профсоюзы — за!
Между тем, союзником КПРФ неожиданно стало региональное отделение ОНФ, которое в настоящее время готовит своё мнение по поводу тарифной политики. Как о Марина Добрунник, разница между тарифами в пределах социальной нормы и сверх нее составляет 78%, хотя еще год назад была в два раза ниже. А из-за отсутствия методики расчетов расходы на электроэнергию для домохозяйств выросли до 80 % – в зависимости от количества проживающих. 43 нижегородских ТСЖ с подобным подходом не согласились и потребовали через суд пересмотреть систему начислений. Тема роста тарифов, вероятно, станет одной из центральных на следующем межрегиональном форуме ОНФ, который пройдет в Крыму.
«Правда ПФО» продолжает следить за ростом тарифов и развитием ситуации в целом.