Детали закона о приватизации: В статье 1 действующего законодательства установлен порядок передачи в собственность жилых помещений гражданам – только на бесплатной основе Участвовать в приватизации должны все несовершеннолетние и совершеннолетние граждане, зарегистрированные на момент приватизации в квартире Правом приватизации обладают наниматели помещений (зарегистрированные граждане) по социальному найму (договор) у муниципалитетов и других государственных собственников жилья Государство допускает участие в приватизации жилых помещений только один раз за все время – то есть бесплатно получить жилье в собственность от государства можно только 1 раз Допускается реприватизация то есть приватизированную квартиру можно передать обратно в государственный фонд, и остаться простым нанимателем с урезанными правами владения.
Что дает регистрация права собственности на квартиру?
Многие владельцы жилья задаются вопросами: зачем приватизировать свои квартиры, и обязательна ли эта процедура?
Ответ простой – с момента государственной регистрации порождается право собственности на объект недвижимости, что дает владельцу возможность распоряжаться им по своему усмотрению, совершать с ним любые сделки.
Исходя из этого, преимущества приватизации в следующем:
- государство дает гражданину возможность стать владельцем недвижимости, стоимость которой в некоторых городах достигает нескольких миллионов рублей;
- у собственника намного больше прав: квартиру можно продать, подарить, обменять, заложить, разделить на доли, продать или подарить одну из долей;
- приватизированную недвижимость можно завещать или наследовать;
- собственное жилье можно сдать внаем и получать ежемесячный доход (муниципальную жилплощадь сдавать в аренду без специального разрешения запрещено);
- на собственных квадратных метрах можно сделать допускаемую законодательством перепланировку, улучшив свои жилищные условия;
- собственника не могут выселить из жилья без компенсации расходов (предоставления аналогичной жилплощади или покрытие рыночной стоимости), например, если дом подлежит сносу;
- даже за существенные долги по квартплате выселить собственника из квартиры практически невозможно, особенно, если это его единственное жилье;
- владелец жилплощади имеет право вписывать, выписывать и выселять проживающих на ней лиц по собственному усмотрению.
Долевая собственность
Как отмечалось выше, квартира может быть приватизирована не только на одного жильца, но и на нескольких. В таком случае общую собственность на недвижимость считают долевой. Чтобы приватизировать недвижимость на нескольких членов семьи потребуется:
- Получить согласие каждого собственника на проведение данной процедуры.
- Единогласное решение о приватизации.
- При отказе одного или нескольких жильцов участвовать в сделке, они должны подготовить письменный отказ в пользу других владельцев, который будет заверен нотариально. Согласие не может быть получено принудительно, через судебное разбирательство.
- При проживании в объекте сделки детей несовершеннолетнего возраста или инвалидов, потребуется получение согласия от органов опеки и попечительства.
Если жилье приватизируется мужем и женой, его площадь распределяют в долях, так как данная квартира не была совместно нажита и не будет совместной собственностью.
Отдельную долю квартиры приватизировать нельзя.
Граждане, имеющие право на оформление жилья в собственность
Право на перевод муниципального жилища в личную собственность имеют лица, прописанные и проживающие в нем .
Во-первых, это взрослые и дети, имеющие постоянную прописку по данному адресу и согласные на приватизацию:
- Ответственный наниматель и члены семьи, проживающие с ним.
- Нетрудоспособные родственники, находящиеся на содержании ответственного квартиросъемщика.
- Недееспособные родственники (от их имени действуют опекуны).
- В редких случаях в приватизации могут принимать участие не состоящие в родстве с нанимателем люди (друзья, знакомые). Для этого их нужно заранее зарегистрировать в квартире, заручившись письменным согласием всех проживающих и прописанных на жилплощади граждан.
Во-вторых, несовершеннолетние дети, незарегистрированные по месту проживания с родителями, живущими по данному адресу.
В-третьих, временно отсутствующие граждане, имеющие постоянную регистрацию и проживающие в приватизируемой квартире:
- Находящиеся в длительных командировках либо работающие вахтовым методом.
- Проходящие лечение в медицинских учреждениях, расположенных на дальних расстояниях.
- Отбывающие наказание в местах заключения.
На всех указанных граждан, включая несовершеннолетних, квадратные метры приватизируются в равных долях.
Способы регистрации права
Существует 2 способа перевода государственной недвижимости в собственность: самостоятельная регистрация права собственности либо обращение к услугам специалистов.
1 способ
Самостоятельная подготовка документов и выполнение действий по переводу жилплощади из государственной в личную собственность.
Особенности:
- не требуется дополнительных денежных расходов — не нужно оплачивать услуги и консультации специально нанятых людей;
- нужно быть готовым к громадным потерям своего личного времени – посещение различных инстанций и утомительное выстаивание в очередях за многочисленными выписками и справками.
Существенную помощь в этом может оказать развивающийся быстрыми темпами рынок электронных услуг, позволяющий собирать и согласовывать справки посредством Интернета.
2 способ
Обратиться к специалистам (юристам, риелторам), владеющим знаниями и опытом, которые избавят вас от очередей и бумажной волокиты.
Особенности:
- оформление всех бумаг на себя берет юридическая фирма;
- ваше личное присутствие обычно требуется только при окончательном подписании всех документов, в связи с этим экономится время;
- есть уверенность, что справки и выписки будут собраны в полном объеме и правильно оформлены;
- услуги юристов не всем по карману.
Такой вариант подойдет людям, не имеющим времени для подготовки нужных бумаг, но имеющим возможность заплатить необходимую сумму за помощь специалистов.
Пакет необходимых документов для приватизации квартиры
Подробный перечень всех бумаг, требующихся для оформления жилплощади в собственность, определяется региональным органом власти, наделенным такими полномочиями.
Стандартный перечень состоит из следующего пакета:
- Заявление на приватизацию установленной формы.
- Согласие (отказ) всех прописанных в жилом помещении лиц старше 14 лет на участие в переводе жилья в частную собственность. Отказ требуется заверить нотариально.
- Паспорта РФ каждого члена процедуры, для несовершеннолетних до 14 лет — свидетельства о рождении, супругам — свидетельство о браке.
- Если кто-то из лиц, указанных в договоре социального найма, умер — свидетельство о смерти (оригиналы и ксерокопии всех документов).
- Технический и кадастровый паспорта, с описанием поэтажного плана, схемы квартиры, указанием основных параметров: этажа, общей и жилой площади, планировки и т.д. (оригиналы и копии, заверенные БТИ). Если на жилплощади была проведена перепланировка, ее нужно узаконить, иначе придется заплатить штраф.
- Ордер вместе с договором социального найма (оригиналы и ксерокопии). При необходимости их можно заказать в ЕИРЦ (Едином информационно-расчетном центре).
- Выписка из лицевого счета, свидетельствующая о наличии либо отсутствии задолженности по жилищно-коммунальным платежам (действительна не более 30 дней). Если долги присутствуют, их придется погасить.
- Справка паспортного стола обо всех зарегистрированных и выписанных лицах с момента получения ордера на жилплощадь (действительна 14 дней).
- Справки о регистрации с прежних мест проживания, если прописка была после 4 июля 1991 г.
- Справка на каждого участника, свидетельствующая, что прежде право на приватизацию не было использовано.
- Разрешение органов опеки и попечительства, если на приватизируемых квадратах зарегистрированы несовершеннолетние дети. Выписав ребенка менее чем за 6 месяцев до начала оформления жилища в личное владение, вы получите отказ.
- Выписка из ЕГРП (Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним), указывающая, что жилье раньше не приватизировалось (действительна не более 30 дней).
- Квитанция об уплате госпошлины за регистрацию права собственности в ЕГРП.
Образец заявления на приватизацию квартиры можно скачать здесь.
Попечители и опекуны представляют справки, подтверждающие их полномочия.
Лица, оформляющие документальный пакет от имени и по поручению других граждан, представляют нотариально утвержденную доверенность (оригинал и копию, заверенную нотариусом), свой паспорт и доверителя (подлинники, копии).
После истечения срока действия указанных документов, придется оформлять их снова, иначе будет получен отказ в проведении процесса перевода недвижимости в личную собственность.
Составление договора о приватизации
В соглашении должны содержаться данные, которые будут внесены в ЕГРН:
- участники приватизации и лица, отказавшиеся от процедуры;
- дата проведения приватизации;
- подпись представителя учреждения, ответственного за жилой фонд и будущих собственников жилья;
- адрес приватизируемого жилого объекта, его площадь, количество комнат;
- этажность и другие сведения об объекте, которые идентифицируют жилье.
Собственники старше 18 лет расписываются в договоре самостоятельно или через доверенное лицо. Если собственником выступает ребенок в возрасте 14-18 лет, то он ставит свою подпись в договоре с разрешения родителей, опекунов. Если же ребенок младше 14 лет, то родители/опекуны расписываются в договоре за него.
Подписанный всеми заявителями договор потребуется в дальнейшем направить в Росреестр
.
Куда обратиться с заявлением?
С перечисленным выше пакетом документов необходимо обратиться в муниципалитет, являющийся собственником жилья. Обычно это Департамент жилищной политики либо Жилищный отдел, также можно подать заявление в МФЦ (Многофункциональный центр) по месту жительства.
После рассмотрения представленных бумаг, принимается решение. Если оно положительное, заключается договор безвозмездной передачи государственного имущества в личную собственность, подлежащий обязательной государственной регистрации.
В каких случаях могут отказать
Отказ в регистрации недвижимости после приватизации сотрудники государственной регистрационной палаты могут дать по нескольким причинам:
- регистратор обнаружил ошибки в документах. Потребуется лишь получить новые, без ошибок, после чего повторно написать заявление;
- была обнаружена намеренная фальсификация документов;
- основание для оформления права собственности не подтвердилось, например, квартира не была приватизирована;
- гражданин не имел права на приватизацию данной квартиры;
- было обнаружено обременение или право третьего лица на оформление права собственности на данный объект недвижимости;
- был предоставлен не полный пакет документов.
Если гражданин посчитает отказ регистратора неправомерным, он может обратиться в суд для решения возникшего спорного вопроса. Однако, чаще всего, причина отказа заключается в неправильном оформлении документации, и после получения новых свидетельств и договоров, или же, технического плана на квартиру, гражданин все же получает свидетельство.
Оформление права собственности на приватизированную квартиру – долгая и муторная процедура, но без нее невозможно обойтись. Можно лишь облегчить задачу, своевременно подготовив все бумаги, и действуя по инструкции.
Можно ли оспорить дарственную на квартиру? Найдите ответ в статье: можно ли оспорить дарственную на квартиру. Процедура узаконения уже сделанной перепланировки описывается на этой странице.
Особенности получения кадастрового паспорта на квартиру в новостройке рассматриваются тут.
Сроки и примерная стоимость процедуры регистрации
Средняя продолжительность рассмотрения, оформления и выдачи на руки конечных документов занимает 3-5 месяцев, если приватизация срочная – до 2 месяцев. Но за ускорение придется доплачивать.
Ясно, что данная процедура относительно бесплатная. Расходы на оформление всех бумаг составляют от 5 до 20 тысяч рублей.
Сюда входят:
- госпошлина за регистрацию права собственности (с 1 января 2015 г. составляет 2000 рублей и делится на всех участников приватизационного процесса);
- оформление бумаг у нотариуса;
- стоимость справок, выписок, подготовки необходимых документов в БТИ, паспортном столе, ЕГРП.
Если нанять для сбора и подачи документов юриста или риелтора, то к этой сумме нужно прибавить еще 10-30 тысяч рублей.
Сколько времени и денег будет потрачено?
Ждать результат после подачи заявления на регистрацию прав можно разное время. Это в основном зависит от того, где было подано заявление. Быстрее происходит регистрация через МФЦ и Регистрационную палату (не более 14 дней).
Если вы воспользовались порталом «Госуслуги», ждать придется 16-17 дней. Но бывают случаи, когда ждать нужно меньше, в зависимости от того, какая имеется очередь, и как сильно загружены сотрудники.
Госпошлина, оплачиваемая за данные услуги, составляет 2019 рублей. Только приведенный платеж обязателен. Другие налоги не предусмотрены.
Однако возможно возникновение некоторых дополнительных расходов. К примеру, если заявитель пожелал воспользоваться услугами МФЦ или нанял представителя, предоставив ему доверенность.
По итогу выполнения регистрации заявитель получает свидетельство о регистрации права с содержанием основных требований о жилье и владельце. Именно это свидетельство будет необходимо при проведении различных сделок с жильем.
Получение свидетельства о государственной регистрации права собственности на квартиру
Чтобы полноценно распоряжаться жилплощадью, нужно оформить свидетельство о праве собственности.
Для этого потребуются:
- кадастровый паспорт;
- техпаспорт БТИ;
- ордер на жилую площадь или договор социального найма (подлинник и копия);
- договор о приватизации с заверенными копиями;
- квитанция об уплате госпошлины;
- заявление.
С этими документами необходимо обратиться в Управление федеральной регистрационной службы или его территориальное подразделение.
Свидетельство будет готово через 1 месяц, в ускоренном варианте – через 10 дней.
Для того чтобы избежать претензий и судебных исков в будущем, при переводе жилья в частную собственность необходимо точно соблюдать все нюансы и определенный законом порядок действий. Потраченные усилия с лихвой окупаются полученными правами и свободой манипуляций с собственной недвижимостью.
Особенности оформления
После предоставления документов в соответствующую организацию, заявитель должен взять у ее сотрудника расписку об их принятии. В случае непредставления сотрудником такого документа, нужно напомнить ему об этом.
Так вы обезопасите себя от проблем, доказывая ответственность сотрудника за принятые бумаги и получите возможность доказать дату поступления заявки. Расписка не может быть утеряна. Ее нужно будет обменять на готовое свидетельство о правах.
Его выдают по окончанию оформления и получения контракта от жилищного отдела администрации.
Разгосударствление может быть осуществлено и в суде, если возникли какие-либо спорные моменты. В такой ситуации свидетельство будет выдано не по договору, а по решению суда.