Главная / Недвижимость / Земельный участок / Право собственности / Оформление
Назад
Опубликовано: 09.07.2017
Время на чтение: 9 мин
0
198
Дачные участки граждан нередко используются гражданами без права собственности на них, это накладывает ряд ограничений как на использование участка для строительства, так и на возможность продажи или передачи в наследство такого участка.
Оформить право владения своими участками граждане могут бесплатно при условии наличия необходимых документов.
- Нахождение дачного участка на земле, не оформленной в собственность
- Как происходит оформление прав собственности? Предварительный этап
- Сбор документов
- Порядок оформления
Зачем приватизировать дачный участок?
Приватизация такой недвижимости представляет собой оформление дачником права собственности на государственную землю, предоставленную муниципальными властями. Данная процедура не является обязательной, но все же, если дачник имеет планы на эту землю, то она необходима.
Приватизировать садовый участок нужно для того чтобы иметь право:
- Осуществлять любые законные сделки с участком.
- Сдавать дачу в аренду.
- Передать его по наследству.
Условия дачной амнистии для участка
Но не всякий земельный участок попадает под земельную амнистию. Существуют разные условия и разные сроки:
Бессрочная. Она касается земель, находящихся в законном обладании владельца ранее 30 октября 2001 г. Под обладанием подразумевается (ещё не зарегистрированное) право собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, либо право не установлено (в документе или не сказано о праве или не ясно содержание и смысл, например, в документах может быть указаны такие формулировки: «предоставлено в частное право» или «выделен в личное обладание» и пр.). Назначение участка может быть: для личного подсобного хозяйства, дачное хозяйство, огородничество, садоводство, индивидуальное гаражное или жилищное строительство.
До 01 марта 2022 года. Член СНТ может получить бесплатно земельный участок себе в собственность, даже если он просто имеет членство в садово/огородно/дачном товариществе. Правда, есть дополнительные требования:
- СНТ должно быть официально зарегистрировано как некоммерческая организация до 01.01.2019 года;
- назначение земли только под огородничество, садоводство или дачу (ни под ИЖС, ни под ЛПХ);
- конкретный земельный участок распределен конкретному садоводу по решению общего собрания СНТ или распоряжению председателя (если у него есть такие полномочия).
Таким образом, дачная амнистия на земельный участок касается не всех видов участков.
Как быть, если нет документов?
Бывают случаи, что дачник не может найти никаких документов, которые устанавливают его права на пользование таким земельным наделом, особенно если участок выдавался в пользование еще при СССР, что тогда было частой практикой. Без таких бумаг процедура приватизации осложняется, так как человеку нужно будет доказать то, на каких правах он пользуется дачным участком.
Для этого ему следует обратиться в уполномоченные органы, которые выдавали эту землю. В большинстве случаев ее представляет местная администрация, а значит, дачник должен обратиться к ее начальнику с соответствующим запросом. В заявлении нужно указать все данные, которые известны о получение участка, например, когда и кому он был выдан, его адрес и кадастровые характеристики.
Справка! Также там нужно написать, есть ли на земельном наделе строения и о том каким образом использовался участок.
Еще в тексте заявления нужно написать просьбу о выдачи правоустанавливающего документа и о разрешении приватизации земли. Если администрация примет отрицательное решение по запросу, то его можно оспорить в суде.
Как оформить дачную амнистию
Существует три вариации оформления дома по дачной амнистии (или земельного участка):
- оформление только земельного участка (обычно, если строения отсутствуют);
- регистрация права исключительно на сооружения, стоящие на земле. Как правило, земля уже оформлена в собственность;
- одновременное оформление земельного участка и построек.
Каким путем идти – дело гражданина, но чаще всего это зависит от предмета узаконивания.
«Амнистирование» земельного участка
Необходимо приготовить документ, на основании которого будет производиться регистрация права:
- акт о предоставлении земли (в собственность, иное обладание, но не в аренду), изданный гос. (муниципальным) органом, учреждением или предприятием (кому принадлежал участок до передачи частному лицу);
- свидетельство о праве собственности, владения или пользования гражданина на участок старого образца (актуальное и соответствующее законодательству на момент его выдачи, но до вступления в силу ФЗ №122 от 21.07.1997 г.),
- выписка из похозяйственной книги о наличии у лица права на земельный участок (это касается только земель для ведения личного подсобного хозяйства);
- протокол общего собрания колхоза, решение администрации совхоза о предоставлении надела;
- договор купли-продажи, дарения, свидетельство о наследстве (если первоначальный собственник сменился). Такие документы подаются вместе с теми, которые подтверждают правомочие прежнего правообладателя.
Перечисленные документы могут быть у гражданина на руках, а могут — в муниципальных архивах.
Оформление домов, строений
Документы, подтверждающие факт создания сооружения:
1. Декларация об объекте недвижимости (для дачного домика, домика садовода, гаража, бани, сарая, беседки, хоз. блока и прочие объекты, на которые не требуется разрешение на строительство). Декларация по дачной амнистии заполняется самостоятельно, в ней указывается сведения об:
- адресе;
- виде и назначении объекта;
- площади;
- этажности;
- составе стен;
- подсоединение к инженерно-техническим магистралям;
- времени завершения строительства;
- владельце и пр.
Бланк декларации предусмотрен приказом Минэкономразвития №447 от 03.11.2009 г. и находится в свободном доступе в Интернете. Заполняется легко и интуитивно.
2. Документ на землю. Выше говорилось об этих документах. Если право на участок уже получено в требуемом порядке, то ничего представлять не нужно.
3. Технический план. Он составляется кадастровым инженером на основе декларации.
4. Уведомление о планируемом строительстве. Для домов на землях ИЖС, ЛПХ.
Пошаговая инструкция
О порядке приватизации дачного участка читайте далее.
Сбор бумаг
Кроме бумаг, которые подтверждают право пользование дачным участком, для приватизации потребуются и другие документы, а именно:
- Выписку из ЕГРП о том, кто является собственником оформляемого участка.
- Кадастровый паспорт.
- Бумаги о наличие строений на участке.
Если у дачника нет на руках кадастрового паспорта, то заявитель должен составить план участка, который иллюстрирует расположение границ земельного надела относительно других участков и дорог. Этот план необходимо заверить. Сделать это можно у руководства дачного кооператива.
Справку о строениях можно получить в БТИ. В таком документе у жилых помещений и гаражей должна указываться такая информация, как номер свидетельства об их регистрации и их характеристики, а постройки хозяйственного назначения должны указываться в отдельном перечне, который должен быть заверен дачным кооперативом.
Составление заявления
После того как заявитель собрал все необходимые документы, он должен написать заявление в комитет земельных ресурсов, если участок является собственностью муниципалитета, или в местное отделение Росимущества, если земля является собственностью федеральных или региональных властей.
Форма заявления на такой вид приватизации утверждена приказом Минэкономразвития № 622. В нем должны быть указаны следующие данные:
- организация, в которое подается заявление;
- ФИО и адрес заявителя;
- адрес участка, который хотят приватизировать;
- категория земли и ее назначение – дачное строительство;
- наличие каких-либо обременений;
- вид права пользования дачным участком;
- реквизиты документа, который устанавливает права на пользование землей и строниями;
- перечень строений, расположенных на земельном наделе (нужно ли приватизировать дом и все строения, в том числе недостроенные, после приватизации дачного участка и как это делать, читайте здесь).
При подаче заявки, гражданину должны дать расписку о приеме документации.
Подробнее о том, какие документы нужны для приватизации дачного участка и как составить заявление, читайте в отдельной публикации.
Уплата госпошлины
По ФЗ №93 процедура приватизации дачных участков на 2020 год является бесплатной. Но заявителю придется заплатить госпошлину в размере 200 рублей за услуги регистрации права собственности. Платиться она после получения разрешения на приватизацию.
Обращение в государственную инстанцию
После того, как гражданин получил разрешение на приватизацию, ему нужно обратиться в государственные органы для того чтобы зарегистрировать право на собственность. Инстанциями, которые занимаются этим вопросом, являются Росреестр и МФЦ. Для регистрации права на дачный участок заявитель должен предоставить в эти органы следующую документацию:
- копию паспорта;
- кадастровый паспорт на участок;
- полученное разрешение на приватизацию земельного надела;
- квитанцию об оплате госпошлины.
Данная процедура осуществляется в течение 14 дней.
После ее завершения гражданин признается официальным собственником дачного участка.
Порядок оформления дачного дома в собственность
Упрощенная приватизация, то есть оформление дачного дома в собственность, работает с 2006 года. Если среди документов еще и есть акт ввода жилья в эксплуатацию, то это будет сделать еще легче. Первым шагом будет заказ кадастрового паспорта на участок, на котором стоит дом. Это обязательная мера, которая считается подтверждающей, что домик вообще существует. Составляют паспорта в БТИ. Специалисты этой службы проводят замеры и составляют документы. Но для того, чтобы они могли приступить к своей работе необходимо подать пакет таких документов:
- Выписку из кадастровой палаты. В ней должно быть указанно, что на имеющейся земле нет построек.
- Адрес дома. Его можно получить в администрации по месту расположения строения.
Сотрудники приедут на место проведут осмотр дома, замеры. Такого рода услуги платные и цены отличаются в зависимости от региона страны. Если на руках имеется паспорт объекта старого образца, то его достаточно для регистрации прав собственности на дом.
Причины отказа
В некоторых случаях власти могут отказать заявителю в приватизации. Причинами этого могут являться:
- ошибки или неточности в заявлении;
- нехватка документов;
- заявитель уже приватизировал другой участок земли;
- участок уже выведен из оборота.
В первых двух случаях, заявитель должен представить все недостающие документы или исправить заявление и подать его снова. В третьем случае участок можно получить, только выкупив его у государства. А вот если участок изъят из оборота, то приватизировать его невозможно.
Из этой статьи становится понятно, что приватизация является очень важной вещью, если человек хочет распоряжаться дачным участок по своему усмотрению. Благодаря информации, приведенной здесь, сделать и произвести эту процедуру будет достаточно просто.
Оформление дачи в короткие сроки
Да, порядок оформления дачи в 2020 году значительно усложнился. И чтобы понять, какие нормы нужно соблюдать при строительстве, нужно перелопатить гору нормативных актов. Не тратьте свое время впустую! Диванные эксперты с интернет-форумов могут рассуждать сколько угодно, а вот специфику оформления домов в Москве и Московской области мы знаем из многолетнего опыта. И расскажем вам лично, чего можно ожидать в отношении именно вашего имущества.
Мы оперативно:
- проанализируем исходные данные и получим нужные согласования;
- подготовим уведомление о начале и/или завершении строительства дачи;
- изготовим технический план;
- проконтролируем проведение осмотра дачного дома;
- проследим, чтобы регистрация прав на дом прошла успешно.
Звоните и записывайтесь на консультацию!